Сетевое издание

Я ищу ...

Жара перекрывает судоходство: грозят ли России проблемы из-за обмеления рек, с которыми сейчас сталкивается Европа?

Жара перекрывает судоходство: грозят ли России проблемы из-за обмеления рек, с которыми сейчас сталкивается Европа?
Фото: Нос

25 Августа 2022 16:51:36

3679

Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд заявил, что на ряде крупных российских рек уровень воды опустился ниже опасной отметки

По его словам, из-за обмеления, спровоцированного затяжной жарой, судоходство во многих регионах оказалось под угрозой. В частности, критически понизился уровень воды в Ветлуге в Нижегородской области, в реках Печора, Уса и Вычегда в Республике Коми, в Вятке в Кировской области, в р. Белая в Башкортостане и в некоторых других субъектах РФ.

Отмечается, что в большинстве перечисленных регионов установлен жёлтый или оранжевый уровень погодной опасности. Различные уровни тревоги действуют в Дагестане, Приволжском и Центральном федеральных округах. Также препятствия судоходству фиксируются на Неве.

Накануне петербургские метеорологи отметили уже третий за август температурный рекорд. Столбики термометров в Северной столице поднялись до 27,6 градусов, что стало рекордом за всю историю метеонаблюдений для этой даты.

Опасения по поводу угрозы судоходству небеспочвенны. С аналогичной ситуацией уже несколько недель сталкиваются страны Западной и Центральной Европы. Из-за длительной засухи и аномальной жары пересыхают крупнейшие водные артерии континента – Рейн, Дунай, Сена, По и др. Власти Германии объявили, что грузовое судоходство по Рейну находится на грани полного закрытия. Если вода опустится ещё на 10 см, даже небольшие корабли не смогут проходить по руслу. Под угрозой остановки оказался логистический узел близ города Кауб, через который происходит отгрузка бензина, угля и мазута для немецких электростанций.

С точки зрения климатологии причины засухи примерно понятны. Федеральный институт гидрологии Германии провёл исследования и выяснил, что засушливые периоды последних двух десятилетий спровоцированы так называемыми «атмосферными блоками», которые образуются из-за огибания воздушными потоками обширных антициклонов, замирающих над огромной территорией и приводящих к жаре и отсутствию осадков. Эти «блоки» происходят из-за того, что полярные регионы в ходе глобального потепления нагреваются втрое быстрее остальной планеты.

Пока учёные конкретизируют причины засухи и обмеления крупнейших рек, власти пострадавших стран и бизнес подсчитывают убытки и прогнозируют размер экономического ущерба от природных катаклизмов.

По данным Евростата, речной транспорт ежегодно вносит в экономику Евросоюза около 80 млрд долларов, а по водным путям перевозится свыше тонны груза в расчёте на каждого жителя ЕС. Перебои с судоходством по Рейну в 2018 году привели к экономическому ущербу в 5,1 млрд долларов, однако сейчас проблема затронула всю Европу и в значительно большем масштабе, поэтому и убытки ожидаются гораздо выше. Рейн является важным звеном в обеспечении топливом электростанций ФРГ, Швейцарии и Нидерландов. По Дунаю перевозится зерно и другое продовольствие. Таким образом, погода лишь усугубляет топливно-энергетический и продовольственный кризисы, спровоцированные ситуацией на Украине.

Но роль рек в экономике не ограничивается транспортной сферой. Вода необходима для сельского хозяйства, промышленности и энергетики. Так, в Италии из-за обмеления реки По оказались под угрозой урожаи с рисовых полей и плантаций моллюсков. А слишком тёплые воды рек Рона и Гаронна становятся малопригодными для охлаждения реакторов французских АЭС. Из-за этого не может быть в полной мере задействован один из главных резервов электроэнергии для стран Евросоюза – атомная генерация во Франции. Страшного символизма ситуации добавляют средневековые «голодные камни», обнажившиеся на многих реках Европы из-за обмеления. Эти валуны устанавливали для обозначения критически низкого уровня воды, после которого в Средневековье наступал неурожай и массовый голод.

«Если увидишь меня, плачь», — гласит надпись по-немецки, сделанная на одном из таких камней, показавшемся над поверхностью Эльбы на территории Чехии.

На фоне таких новостей из ЕС прогнозы по поводу угроз судоходству в ряде российских регионов из-за той же жары воспринимаются весьма серьёзно. При этом специалисты указывают, что обмеление крупных рек – проблема для России не новая. В частности, уже несколько лет вызывает тревогу понижение уровня Волги. Президент Татарстана Рустам Минниханов в 2019 году даже направлял письмо в Минприроды с просьбой изучить ситуацию, т.к. обмеление угрожает грузовому судоходству. Экоактивист, специалист по городскому и территориальному развитию Юлия Файзрахманова отмечала, что причиной понижения уровня воды в Волге являются и глобальные изменения климата, и, помимо этого, политика властей некоторых регионов, разрешающих застройку берегов и засыпку частей волжского русла. Эксперт указывала, что изменения в Водном кодексе РФ от 2006 года разрешили многоэтажное строительство в водоохранной зоне, что повлекло за собой массовую застройку на речных берегах и увеличение негативного антропогенного влияния на речные экосистемы. Обмеление Волги приводит не только к проблемам с грузовым и пассажирским судоходством, но и к сокращению промысловых рыбных ресурсов, поскольку рыба гибнет от невозможности опуститься на достаточную глубину и не может нормально нереститься.

В эти дни от жары страдают не только реки, перечисленные в прогнозе Гидрометцентра, но и другие водные артерии. Местные СМИ сообщают, что уровень воды опустился ниже критического уровня в двух главных реках Владимирской области – Оке и Клязьме. Что касается экономического влияния аномально жаркой погоды, оно обещает быть достаточно разноплановым. В частности, прекращение или затруднение навигации по Неве ударит и по грузоперевозкам, и по туристической отрасли Санкт-Петербурга. По данным Агентства внешнего транспорта Петербурга, даже в ковидном 2020 году экскурсионные суда в летний сезон перевезли свыше 800 тысяч пассажиров, а в допандемийном 2019 году этот показатель превышал 1,2 млн человек.

Очевидно, что перебои с речной навигацией нанесут городу существенный финансовый ущерб в виде недополученных доходов от туристов. Грузопоток по Неве в последние годы постепенно сокращается, однако и он остаётся существенным – 3,7 млн тонн в 2020 году. Через Неву в морской порт Петербурга из глубины России поступают лесоматериалы, нефтепродукты и различные полезные ископаемые, которые затем уходят в т.ч. на экспорт. Перевозить эти грузы наземным транспортом значительно дороже, к тому же придётся перенастраивать логистические цепочки, что также приведёт к дополнительным расходам для бизнеса. Аналогичные проблемы возникают при перебоях с навигацией на любой крупной реке.

Впрочем, эксперты полагают, что столь катастрофической ситуации, как в Европе, в РФ ждать всё же не стоит. Климатолог, доктор географических наук Нина Зайцева пояснила, что установившаяся над Европой зона высокого давления, приведшая к устойчивой жаре и засухе, до России или не дойдёт вовсе, или придёт существенно ослабленной. Судя по данным Гидрометцентра, ожидается реализация именно второго сценария. Последняя за это лето волна жары всё-таки пришла, однако продержится сравнительно недолго – до 28 августа. Но этот зной затронет всю европейскую часть России от Урала до Сочи и Калининграда.

Между тем, специалисты указывают, что снижение температуры и даже дожди автоматически не приведут к восполнению уровня воды в реках.

В беседе с изданием «Нос» метеоролог Алексей Сафонов рассказал, что достаточных объёмов осадков, которые бы существенно повлияли на наполнение водоёмов, не было уже больше месяца.

«Дожди, которые прошли 7-8 августа, к большим улучшениям не привели. Да, в Москве нехватки воды пока нет, здесь за этим более тщательно следят. Хотя уровень воды в Клязьминском, Истринском водохранилищах сильно упал, но нехватки ещё не ощущается. А вот многие реки Подмосковья уже практически пересохли. Где-то к 1 сентября ожидаются дожди, но они на увеличение речных потоков сильно не повлияют, поскольку земля очень сухая, и осадки будут впитываться в землю, а до русел рек практически ничего не дойдёт», — объясняет эксперт. Он добавил, что на том отрезке времени, на котором прогнозы достаточно точны, серьёзных осадков, способных повысить уровень рек до нормальных значений, не ожидается. Более того, с 2 сентября вновь стоит ждать прихода антициклона, т.е. дождей какое-то время не будет вовсе. Сафонов заключил, что обычно прогнозы делаются на две недели вперёд, однако в текущих условиях для российских метеорологов оказались потеряны некоторые базы данных. Поэтому сейчас точность прогнозов даже на неделю вперёд бывает сниженной. А значит и говорить об исправлении погодной ситуации пока рано.

Автор: Алексей Черников

Теги: вода | жара | проблемы | реки |

Социальные сети