2021 год станет годом рекордного роста цен
7042
Цены продолжают расти, и быстрее всего – на путевки в Турцию
Индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос до максимального значения за последние четыре года. По последним данным Росстата, в ноябре он составил 108,4% к ноябрю 2020 г. За последний месяц цены выросли на 0,96% после роста на 1,11% в октябре, что приближается к уровню инфляции в конце 2014-начале 2015 года, когда цены пять месяцев подряд росли более чем на один процент в месяц
В 34 регионах в ноябре 2021 года потребительские цены выросли на 1,1% и более. Рекорд поставлен в Магаданской области, где из-за подорожания продуктов на 4,4% потребительские цены выросли на 2,3%. В Москве и Санкт-Петербурге рост заметно ниже — за месяц цены в обоих городах выросли на 0,8%, а за год — на 6,2% (Москва) и 7,3% (Санкт-Петербург).
В этом году не было даже традиционного летнего снижения индекса потребительских цен – самое низкое значение зафиксировано в августе, когда ИПЦ составил 100,17% по отношению к предыдущему месяцу.
Услуги за год подорожали меньше, чем товары (105,1% против 109,6%), а товары «тянет» вверх в основном плодоовощная продукция, выросшая в цене на 119,4%. Еще выше темпы роста у куриного мяса и яиц (131,1% и 126,5% соответственно). По всей категории «мясо и птица» рост составил 118,5%, то есть примерно столько же, сколько и по плодоовощной продукции.
Есть и хорошие новости – за ноябрь некоторые продукты подешевели. Больше всего — лимоны и апельсины (14,6% и 6,1%), гораздо меньше — водка (0,5%), коньяк (0,4%), фруктовые соки (0,3%), чай (0,1%). Вероятно, это объясняется тем, что потребители стали меньше стали покупать те продукты, без которых они могут обойтись.
Из непродовольственных товаров больше всего подорожали стройматериалы — 124,6% к ноябрю 2020 года, что, вероятно, связано с ростом цен на сталь на мировых рынках. С текущей мировой конъюнктурой, очевидно, связано также подорожание дизельного топлива и угля в ноябре. Цены на них выросли соответственно на 3,8% и 3,3% — это самый большой рост за последний месяц среди непродовольственных товаров. При этом стоимость стройматериалов в ноябре даже немного снизилась (0,2%), но при этом отдельные стройматериалы, производство которых более энергозатратно, продолжают дорожать. Это стало причиной роста цен на кирпич, стекло оконное и цемент. Они подорожали, соответственно, на 2,8%, 2,3% и 1,6%.
Подешевели непродовольственные товары в сегментах с высокой конкуренцией – смартфоны, некоторые виды бытовой техники, одежды обуви и косметики. В основном они не являются предметами первой необходимости
Можно сказать, что в целом дорожают наиболее востребованные продукты и те непродовольственные товары, в стоимости которых велика доля энергоносителей. Это отражает то, что происходит на мировых рынках.
Услуги дорожают гораздо медленнее товаров, тут ИПЦ составил 105,1% к ноябрю 2020 года. Большинство видов услуг подорожало за год на 2-4%. Образовательные, санаторно-оздоровительные, культурные, бытовые услуги теперь обходятся дороже на 5-6%. Страхование и транспорт подорожали на 7%.
Значительное подорожание – в гостиничном секторе (111,2%) и сфере зарубежного туризма (112,3%).
Больше всего в ноябре подорожали поездки на отдых в Турцию – в 1,6 раза, и в ОАЭ – на 10,2%. Это – самый большой рост среди всех категорий товаров и услуг. Турецкий «рекорд», скорее всего, связан с обвалом лиры — в ноябре турецкая валюта существенно подешевела, что вызвало моментальный рост цен в этой стране на все. Очевидно, большинство операторов не стали заниматься с пересчетом стоимости путевок и просто механически подняли цены в рублях чтобы догнать цены в лирах и покрыть возможные риски. В общем, эта осень стала не лучшим временем для отдыха в Турции.
Стоит отметить также рост цен на установку пластиковых окон на 2,3%, что, видимо, носит сезонный характер, а также на такие невеселые услуги как изготовление гроба (1,4%) и на рытье могил (3,1%). Последнее, вероятно, объясняется высокой смертностью, которую связывают с очередной волной пандемии.
В целом текущий год должен стать годом самого большого роста цен за последние несколько лет, если эта тенденция продолжится. Что ж, поживем – увидим.