«А если НДФЛ поднять, например, до 33%?» Законодатели задумались об увеличении налогов для богатых
7676
На фоне сохраняющейся высокой инфляции, которую вопреки обещаниям чиновников пока никак не удается укротить, а также стагнации реальных доходов, в российском политическом поле обострилась дискуссия о распределении доходов между богатыми и бедными. Предполагается, что повышение НДФЛ поможет выправить вопиющее неравенство, и политический капитал
Так, Артем Самсонов, депутат Законодательного собрания Приморского края от КПРФ в своем Telegram-канале рассуждает о возможности увеличить налог для граждан с доходами, превышающими 5 млн рублей в год.
«С 2021 года действует ставка НДФЛ 15% для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год. То есть сейчас физические лица будут платить с доходов свыше 5 миллионов на два процента больше. В результате бюджет получит на 80 миллиардов рублей больше. А если НДФЛ поднять, например, до 33%, как предложил бы я, и что вполне реально, учитывая зарубежный опыт, то доход бюджета увеличился бы на 800 миллиардов рублей. Важно, что эти деньги остались бы в нищих местных бюджетах. Кстати, 800 миллиардов достаточно, чтобы компенсировать выпадающие налоги в случае отмены НДФЛ с доходов ниже минимальной заработной платы. А это еще одно предложение КПРФ. Отмена НДФЛ с небольших зарплат даёт самым необеспеченным увеличение доходов, а экономике рост потребительского спроса. Ведь бедные люди тратят деньги в магазине, а не выводят на зарубежные счета, как это делают богатые и очень богатые», — написал законодатель.
В России хоть и пытаются следовать тренду на социальную справедливость, но пока очевидных результатов нет. С 2021 года в стране действует ставка НДФЛ 15% для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год. Это не похоже на раскулачивание и полное восстановление справедливости, но все-таки позитивные подвижки есть. Малоимущих, к примеру, приободрили президентским указом от 7 декабря 2021 года, в соответствии с которым работодатели уже не будут взыскивать с заработных плат работников НДФЛ и взносы, при условии, что размер зарплаты равен или меньше одного МРОТ.
К слову говоря, не у всех «сверху» эта мера вызвала восторг. Так, начальник аналитического управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько незадолго до этого «эпохального события» предостерегал, что отмена НДФЛ для граждан с зарплатами на уровне минимального размера оплаты труда приведет к потере для бюджетной системы свыше триллиона рублей.
По мнению Артема Самсонова, повышение налоговой нагрузки на богатых позволит закрыть эту брешь. Но все ли так гладко с уже ранее принятым решением? Ведь очевидным результатом усиления налогового гнета на тех, кто привык жить припеваючи, станет сокрытие налогов.
«Решение про повышение до 15% ставки на богатых принято не так давно, поэтому надо посмотреть результаты, а о них еще рано судить, потому что еще непонятно. Но ясно, что будут уклоняться, причем успешно. То есть надо подождать. В принципе, в других странах, где действует прогрессивная шкала, еще больше берут с богатых. Но в целом, идея правильная. Было бы справедливо отправить полученные дополнительные средства на поддержку бедных. Хорошо бы эти деньги направить также на финансирование здравоохранения. Сейчас на медицину выделяется очень мало. Отмена НДФЛ с малоимущих — это, конечно, очень правильная идея. Но сейчас поднимать ставку на богатых до 33% пока рано, надо посмотреть, как работает старое поднятие. Будут ли деньги в бюджете или богатые начнут прятать доходы», — отметил в беседе с журналистом издания председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Эксперты единодушны в том, что ситуация в экономике в целом хорошая, если только не обращать внимания на выросшую инфляцию. Но и это решаемо, если государство приложит усилия. Прибыли растут, платежный баланс страны увеличивается. Растут цены на все основные позиции российского экспорта. Но при этом деньги на помощь малоимущим власти экономят.
К примеру, выплаты детям составили 200 миллиардов рублей, а бюджету вполне по силам платить в два-три раза больше. Сверхдоходы в бюджет несоизмеримо больше того, что выделяет государство для поддержки бедных, поэтому такая адресная помощь, безусловно, требует значительного увеличения.