Азербайджан и Армения балансируют на грани нового конфликта после окончания борьбы за Карабах?
749
Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл в возвращённые под контроль Баку районы Карабаха и поднял государственный флаг над Ханкенди – крупнейшим городом региона, игравшим роль столицы непризнанной НКР
Формально эта поездка приурочена к 20-летию президентства Алиева, а де-факто поднятие флага стало символическим жестом, знаменующим окончание войны за Нагорный Карабах. Азербайджан начал силовым путём восстанавливать контроль над этой территорией в 2020 году, вернув значительную её часть по итогам 44-дневной войны. Затем по настоянию России было заключено соглашение о прекращении огня и начаты переговоры о статусе Карабаха и правах проживавших в нём армян. Однако эти переговоры не привели ни к какому конкретному результату, и в Баку решили завершить начатое военным путём. С 19 сентября была объявлена антитеррористическая операция локального характера, продлившаяся около суток. Вскоре власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики объявили о самороспуске, а практически всё армянское население покинуло Карабах, эвакуировавшись в Армению.
В начале октября премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в саммите Европейского политического сообщества в испанской Гранаде, где, среди прочего, подписал декларацию о признании Карабаха частью Азербайджана. Таким образом, Ереван официально и окончательно отказался от любых притязаний на Карабах и требований наделить его каким-либо особым юридическим статусом. Взамен Пашинян получил от руководства ЕС, Франции и Германии обещания оказать дополнительную гуманитарную помощь Армении в связи с наплывом беженцев, расширять армяно-европейские отношения и защищать территориальную целостность Армении в её общепризнанных границах. Лидеры Евросоюза также потребовали от Азербайджана обеспечить армянам Карабаха, покинувшим свои дома, возможность вернуться и жить в регионе без угрозы нарушения их прав. Формально Баку и не отрицает, что этнические армяне имеют равные со всеми жителями Азербайджана права и привилегии. Представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков заявил, что покинувшие Карабах армяне могут вернуться и рассчитывать на гуманитарную помощь, обеспечение коммунальными услугами и другие меры поддержки. Алиев также подчёркивал, что государство готово гарантировать культурные, религиозные, языковые и прочие права армян, которые пожелают остаться в Карабахе, при условии соблюдения ими законов Азербайджана. Впрочем, большинство армян предпочли уехать в Армению, а параллельно уже начался процесс возвращения в Карабах азербайджанских переселенцев, также вынужденных покинуть свои дома ещё на первом этапе карабахского конфликта, в начале 1990-х.
В любом случае война, длившаяся больше 30 лет, выглядит завершённой, а на постсоветском пространстве должно стать одной горячей точкой меньше. Однако в действительности сохраняется несколько нерешённых вопросов, которые теоретически могут привести к новым вспышкам насилия в регионе. Прежде всего, между Арменией и Азербайджаном по-прежнему не подписан мирный договор и не завершена делимитация границ, что при неблагоприятном сценарии открывает путь к приграничным конфликтам. Ведь и прежде вооружённые столкновения происходили не только в Карабахе, но и на других участках армяно-азербайджанской границы. Никол Пашинян заявлял, что продолжается доработка условий мирного договора и подготовка к его подписанию, которое может произойти в течение 2-3 месяцев. Однако пока неясно, действительно ли заключение соглашения возможно в такие сроки и где именно оно может быть подписано. Пашинян и Алиев уже упустили две возможности встретиться и обсудить будущий договор. Азербайджанский лидер не стал посещать саммит ЕПС в Гранаде, а армянский премьер не поехал в Бишкек на саммит СНГ. В Баку отказ участвовать в саммите Европейского политического сообщества объясняли недовольством позицией Франции, слишком откровенно поддерживающей Армению в карабахском вопросе, а также отсутствием приглашения турецких представителей на переговоры. Пашинян проигнорировал саммит СНГ и отправил на него замминистра иностранных дел, поскольку в последнее время у Армении не очень складываются отношения с Россией. Ереван критикует Москву и ОДКБ за отсутствие действенной помощи в конфликте с Азербайджаном.
На таком фоне перспективы скорого подписания мира выглядят туманными. Оба лидера вроде бы приняли приглашение главы Евросовета Шарля Мишеля встретиться в Брюсселе в конце октября. Но таких встреч за последние месяцы было немало, и ни одна из них не увенчалась прорывными результатами. Если Пашинян и Алиев приедут в Брюссель без конкретных взаимоприемлемых предложений, этот раунд переговоров может постигнуть та же судьба. А настроения у глав Армении и Азербайджана, кажется, пока не слишком конструктивные. Ильхам Алиев на саммите СНГ в Бишкеке выразил мнение, что армянское руководство не хочет мира, иначе Пашинян не стал бы игнорировать возможность встретится с президентом Азербайджана. В свою очередь, армянский премьер прямо обвинял Баку в организации этнических чисток в связи с исходом армян из Карабаха.
Ещё одну площадку для переговоров о мирном соглашении предлагает президент России Владимир Путин. Недавно он сообщил, что Москва готова стать посредником в таких консультациях. Политолог Гарик Керян считает, что Россия обеспокоена судьбой своего миротворческого контингента после возвращения Карабаха под азербайджанский контроль и готова принимать активное участие в армяно-азербайджанских переговорах, чтобы сохранить своё присутствие и позиции в регионе. Однако, как отметил политолог, Ереван демонстрирует стремление дистанцироваться от Москвы, и Пашинян вряд ли в ближайшее время согласится на серьёзные переговоры в России без предварительного одобрения европейских лидеров. Алиев же поедет в Москву лишь в том случае, если там на него не будет оказываться никакого политического нажима, а Карабах окончательно будет выведен за рамки переговорного процесса. И в целом российское посредничество может столкнуться с той же проблемой, что и европейское: если Баку и Ереван не будут изначально настроены на подписание мира, консультации наверняка окончатся впустую. А пока эта готовность совсем не очевидна.
Более того, американцы предполагают, что на южном Кавказе зреет повод для нового вооруженнного конфликта. Согласно данным источников издания Politico, госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил конгрессменов о возможной угрозе вторжения азербайджанской армии непосредственно на территорию Армении. Целью операции, которая может, по мнению Блинкена, начаться в ближайшие недели, станет взятие под контроль части Сюникской области Армении, именуемой в Баку Зангезурским коридором. Через этот коридор может быть обеспечена наземная связь основной части Азербайджана с Нахичеванским анклавом, а через него и с Турцией. Правда, официально территориальных претензий к Армении Азербайджан пока не предъявлял. Однако в прошлом Алиев заявлял, что, если Армения откажется обеспечивать коммуникацию с Нахичеванью добровольно, этот вопрос может быть решён силой.
Несмотря на то, что проблема Зангезурского коридора теперь станет главным раздражителем в армяно-азербайджанских отношениях, риски войны в ближайшее время всё-таки выглядят небольшими. Алиев уже добился исторической победы, восстановив контроль над международно-признанными территориями Азербайджана. И за это де-юре его никто не сможет осудить, как бы не относиться к личности азербайджанского президента и судьбам армян Карабаха. А вот попытка пробить силой Зангезурский коридор может привести не к ещё одному триумфу, а к большим внешнеполитическим проблемам для Азербайджана. Евросоюз и США уже дали понять, что не приемлют покушений на территориальную целостность Армении. О юридических обязательствах России перед Арменией уже упоминалось выше. Даже ближайший союзник Баку, турецкий президент Реджеп Эрдоган, не заявляет о сценарии военного решения вопроса о Зангезурском коридоре, а предполагает, что транспортный маршрут в Нахичевань в случае отказа Армении от переговоров может пройти по сопредельным территориям Ирана.