Сетевое издание

Я ищу ...

Через тернии – к Казани. Правительство снова выделило дополнительные средства на строительство трассы М12

Через тернии – к Казани. Правительство снова выделило дополнительные средства на строительство трассы М12
Фото: Нос

1 Декабря 2021 22:31:47

4722

Российское правительство выделило дополнительно около 128 млрд рублей на строительство федеральных трасс. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Большая часть этих средств пойдёт на финансирование строительства федеральной трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань

Как заявляют власти, эта магистраль обеспечит скоростное автомобильное сообщение между пятью регионами – Московской, Владимирской и Нижегородской областями, республиками Чувашия и Татарстан. Дорога длиной 794 километра будет возведена, предположительно, за 730 млрд рублей, половину из которых покроет государственный бюджет, остальное добавят частные инвесторы. Трасса, согласно проекту, должна будет отвечать всем современным требованиям с освещением на всей протяжённости и максимальной разрешённой скоростью не менее 130 км/ч.

В перспективе магистраль станет частью масштабного транспортного коридора Европа – Западный Китай, который протянется от Шанхая до Гамбурга и станет ещё одним альтернативным путём доставки товаров из Азии на западноевропейские рынки. Поскольку финансирует строительство не только госбюджет, но и частный бизнес, затраты будут компенсироваться и за счёт самих автомобилистов. Проще говоря, дорога будет платной, стоимость проезда составит примерно 2,5 руб. за километр.

Председатель правления «Росавтодора» Вячеслав Петушенко в середине ноября на встрече с Владимиром Путиным пообещал президенту, что движение по трассе откроют в 2024 году. Такое поручение ранее давал премьер Мишустин, хотя изначально предполагалось, что работы завершат лишь к 2027 году. Кроме того, озвучены планы продления дороги до Екатеринбурга и, возможно, далее, до Челябинска и Тюмени.

Однако грандиозная стройка с самого этапа проектирования и до настоящего времени сопровождается различными вопросами, которые заставляют сомневаться в завершении проекта в срок. Во-первых, традиционно для мероприятий подобного масштаба, реализуемых в России, смета постепенно выросла больше чем в полтора раза, с 460 до 730 миллиардов рублей. Во-вторых, как это часто бывает с большими экономически важными инициативами, авторы проекта и лица, ответственные за его реализацию, похоже, забыли сперва спросить мнение местных жителей.

С 2019 года жители ряда деревень на берегу реки Клязьмы во Владимирской области начали протестовать против прокладывания дороги прямо рядом со своими домами и по рекреационной зоне – популярному у владимирцев месту для отдыха на природе. Лишь спустя год стало известно, что маршрут трассы был скорректирован, и она пройдёт вдали от изначально протестовавших населённых пунктов. Однако к полному согласию эти меры не привели. Обходя одни деревни, трасса приближалась к другим, жители которых также были недовольны новым соседством. В итоге устраивающий всех сельчан вариант найти так и не удалось, а власти, по словам активистов, не слишком и старались. Кардинального изменения маршрута так и не произошло.

Возмущение окончательный вариант автодороги вызвал и в Татарстане. Центром протеста стал Лаишевский район республики и, в частности, посёлок Тарлаши. По мнению местных жителей, трасса нанесёт серьёзный ущерб экологии, приведя к вырубке сотен гектаров леса и обмелению озёр. Кроме того, шум и грязь с дороги могут ухудшить качество жизни татарстанцев, оказавшихся в собственных домах на обочине федеральной магистрали. В Тарлашах, к примеру, дорога вообще пройдёт через сам посёлок, для чего, по всей видимости, придётся снести несколько домов.

Несмотря на недовольство, петиции и народные сходы, строительство стратегически важной магистрали продолжается. И претензии уже в нынешнем году возникли не только у людей, живущих неподалёку от строящейся дороги, но и у самих строителей. Весной в Арзамасе прошла забастовка рабочих, нанятых одним из субподрядчиков «Росавтодора» для работы на объекте. Выяснилось, что людей брали на работу без оформления, выдавали подённую оплату, а затем вообще оставили без обещанных денег. Рабочие жаловались и на условия труда, и на наплевательское отношение начальства. Ситуацию вроде бы удалось урегулировать после вмешательства прокуратуры и трудовой инспекции, однако удручает сама возможность подобных фактов на стройке федерального значения, к которой приковано внимание СМИ и высших руководителей страны.

Между тем, как заявляют ответственные за строительство лица, в том числе упомянутый выше глава «Росавтодора» Петушенко, сейчас работы в самом разгаре, идут на каждом участке будущей трассы. Проект включён в национальный план восстановления экономики после пандемии, по его итогам жителям вовлечённых регионов обещано появление 30 тысяч рабочих мест. А сейчас уже очевидно, что в накладе точно не останутся компании-подрядчики, задействованные на строительстве. Между прочим, среди этих фирм значатся «Стройтрансгаз» и Трансстроймеханизация», принадлежащие известным бизнесменам, друзьям президента Геннадию Тимченко и Аркадию Ротенбергу, участвовавшим и в других важных транспортных проектах, например, возведении Керченского моста. Вероятно, когда трасса будет запущена в эксплуатацию, она действительно принесёт определённую пользу экономике. Да и в ряд ли кто-то станет отрицать, что нашей большой стране нужны новые дороги. Но вот интересы экологии и жителей небольших посёлков в регионах, как это часто бывает, похоже, остались без должного внимания. И по-прежнему неизвестно, насколько ещё успеют вырасти расходы на магистраль за оставшиеся два с половиной года до её завершения.

Автор: Алексей Черников

Теги: строительство | трасса М12 | средства |

Социальные сети