Член СПЧ Брод предупредил ФГБУ «Канал имени Москвы» о проблемах, с которыми может столкнуться ведомство во время ремонта Березайской плотины
7111
Член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Брод в интервью «Московской газете» раскритиковал проект модернизации Березайской плотины за то, как идёт модернизация уникального объекта, расположенного в Тверской области
По мнению правозащитника, капитальный ремонт там делают с применением технологий конца XVIII века. Именно тогда эта плотина была построена.
Березайская плотина, или Бейшлот Березайский. Объект находится в Тверской области, на реке Березайке близ села Рютино. По данным ресурса Wikimapia, он был возведён в 1796 году при Екатерине II, которая построив плотину, исполнила указ Петра I от 1703 года о строительстве Вышневолоцкой водной системы. На тот момент основным назначением этого гидросооружения была подпитка воды в реке Мсте (тогда судоходной).
В августе 2022 года в СМИ появилась информация о том, что власти намерены капитально отремонтировать этот объект. На портале ЕИС Закупки действительно можно найти данные о том, что на эти цели ФГБУ «Канал имени Москвы» направил более 103 млн рублей. Конкурс выиграла «Строительная компания ОЛИМП». Однако скоро выяснилось, что предприниматели собираются модернизировать Березайскую плотину по технологиям XVIII века. Этому попытались помешать общественники. В частности, свои обращения в органы власти по поводу будущего ремонта плотины направил директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД РФ Олег Иванников. Параллельно член СПЧ при президенте РФ Александр Брод, надеясь детально разобраться в ситуации, привлёк независимого эксперта в сфере гидротехнических сооружений. Приглашённый специалист познакомился с проектной документацией по капремонту плотины, побывал на месте работ и предоставил правозащитнику отчёт. Выводы, которые сделал эксперт, по словам Брода, неутешительные.
Член СПЧ, ссылаясь на заключение специалиста, говорит, что металл, который использовали при производстве этих балок в начале XX века, не во всем соответствует стандартам качества, утверждённым современным законодательством.
В интервью «Московской газете» правозащитник рассказал и о других проблемах Березайской плотины. Он говорит, что в обновлении нуждаются и остальные элементы гидросооружения. Например, отбойники и дорожное полотно мостового перехода. В противном случае, по словам Брода, после запланированного капремонта мост, проложенный по плотине, придётся переделывать вновь. «А его модернизация, в свою очередь, может привести к увеличению нагрузки на всю конструкцию, — объясняет член СПЧ. — В результате её нужно будет дополнительно укреплять».
Ещё одна проблема, по мнению Александра Брода, может быть связана с восстановлением подъездных путей к объекту. С ней могут столкнуться те, кто живёт неподалёку от Березайской плотины. Правозащитник указывает на то, что в независимой экспертной оценке говорится: «в утверждённом плане по модернизации гидросооружения отсутствуют упоминания о мерах по содержанию и восстановлению подъездных путей». При этом, стройматериалы и другие грузы предстоит возить по 17-километровому участку грунтовой дороги.
Брод предупреждает, что если в ходе ремонта эта дорога не будет обслуживаться дополнительно, то она с большой вероятностью будет разбита тяжёлой техникой.
«Московская газета» также опубликовала официальный ответ ФГБУ «Канал имени Москвы», в котором ведомство, ответило, что в ходе капремонта металлические балки, установленные в 1902 году, будут заменены. Кроме того, обновят деревянный продольный настил мостового перехода. Капремонт, согласно официальному комментарию ФГБУ «Канал имени Москвы», не предполагает изменения технико-экономических показателей сооружения, а значит и увеличения нагрузки на конструкцию плотины не ожидается. Следовательно, не требуется и её дополнительное укрепление. Что касается грунтовой дороги, то представитель ФГБУ «Канал имени Москвы» заявил, что если её повредят, то позже восстановят силами генерального подрядчика.
Ранее «Московская газета» писала, что Госдума и Минприроды обсуждают, как заставить промышленников брать кредиты по программе «Оздоровление Волги».