Действительно ли Армения и Азербайджан приближаются к завершению многолетнего конфликта?
4952
Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян сообщил журналистам, что армянская сторона направила Азербайджану свои предложения в рамках работы над заключением мирного договора. Такое заявление дипломат сделал на пресс-конференции по итогам переговоров со своим немецким коллегой Анналеной Бербок. Мирзоян назвал это продолжением совместной работы, но не уточнил, что именно содержалось в этих предложениях
Впрочем, такой сложный переговорный процесс, который сейчас наверняка идёт между Арменией и Азербайджаном на фоне конфликта длиной свыше 30 лет, любит тишину, поэтому все условия намечающихся договорённостей вряд ли станут известны широкой публике до самого их подписания. Однако важен сам факт того, что процесс идёт с обеих сторон. Баку также прислал свои предложения, однако, по словам Мирзояна, мирному урегулированию мешают агрессивные действия Азербайджана, в том числе блокада Лачинского коридора, ведущего в Нагорный Карабах, и нападения на суверенную территорию самой Армении.
Интересно, что Армения в последнее время демонстрирует максимально возможное стремление к миру. После вооружённых столкновений в сентябре 2022 года, когда Азербайджан обстреливал приграничные населённые пункты в Армении и одновременно обвинял армянскую сторону в атаках на своих военнослужащих, премьер-министр Армении Никол Пашинян в выступлении перед парламентом артикулировал несколько важных тезисов, дающих представления о смягчении позиции Еревана по карабахской проблеме. Пашинян заявил, что Армения готова к взаимному признанию границ обеих республик такими, какими они были в период нахождения Армении и Азербайджана в составе СССР. Тогда, напомним, Нагорный Карабах являлся частью Азербайджана на правах автономной области. Пашинян добавил, что ради долгосрочного мира армянское правительство готово к трудным и непопулярным решениям, за которые, возможно, придётся расплачиваться симпатиями сограждан и собственным уходом из власти. Прямо о Карабахе премьер не сказал, но обозреватель политики стран ближнего зарубежья Юрий Рокс резонно отметил, что признание границ времён СССР как раз и означает, что Ереван готов смириться с азербайджанским контролем над Карабахом. Правда, Баку уже настаивает и на прокладывании транспортного коридора через территорию самой Армении до своего Нахичеванского анклава. Однако на это правительство Армении точно не пойдёт.
В то же время Азербайджан, чувствуя готовность своего оппонента к уступкам, видимо, стремится закрыть проблему Карабаха в возможно короткие сроки. В начале января президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что, если Армения заинтересована в мирном соглашении и делимитации границы, 2023 год станет последним шансом это сделать. В противном случае, по словам азербайджанского лидера, граница всё равно пройдёт там, где должна. Намёк более чем прозрачный, учитывая тот факт, что осенью 2020 года в 44-дневной войне Азербайджан силовым путём вернул под свой контроль 7 районов вокруг Карабаха и часть самой автономии, включая второй по величине город Шуши.
На фоне решительных заявлений Алиева продолжается и другая часть операции по возвращению Карабаха. С середины декабря Лачинский коридор, через который проходит единственная наземная дорога из Армении в подконтрольную армянам часть Карабаха, перекрыт. Результатом этого стала экономическая блокада Карабаха, из-за которой на этой территории наблюдается дефицит продуктов, лекарств и других предметов первой необходимости, а также перебои с электричеством, связью и газом. Люди, блокирующие проезд по Лачинскому коридору, называют себя экоактивистами и заявляют, что выступают против добычи полезных ископаемых в регионе с ущербом для окружающей среды. Однако, несмотря на отрицание связи с государством, официальные власти Азербайджана обеспечивают протестующих питанием, палатками и всем необходимым для длительного нахождения на дороге. В Ереване закономерно считают, что цели этой блокады вовсе не экологические, а самые что ни на есть политические – вынудить проживающих в Карабахе армян покинуть свои дома. Пашинян заявлял, что азербайджанская сторона якобы собирается довести ситуацию до гуманитарной катастрофы, а затем несколько раз ненадолго открыть коридор, чтобы спровоцировать массовый исход местных жителей. Российские миротворцы, призванные обеспечивать стабильность и соблюдение перемирия в Карабахе, пока не смогли принять каких-либо действенных мер для разблокировки коридора, чем вызывает недовольство Армении.
На фоне решительного настроя Азербайджана и всё более явной готовности Армении к уступкам ради мира свои посреднические усилия активизировал Евросоюз. 23 января Совет ЕС согласовал создание гражданской миссии в Армении, целью которой должна стать нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном. Одновременно поступают сигналы о некотором ослаблении позиций России в качестве ключевого арбитра в карабахском конфликте. В начале января Никол Пашинян резко высказался о действиях российских миротворцев и ОДКБ. Однако глава армянского правительства назвал свои слова не критикой, а обеспокоенностью. Он заявил, что, «если выяснится, что Россия по объективным или субъективным причинам не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства (то есть обеспечить разблокирование Лачинского коридора), ей следует обратиться в Совет Безопасности ООН, либо с просьбой наделить российский военный контингент международным мандатом, либо направить в Нагорный Карабах новую многонациональную миротворческую миссию». А других членов ОДКБ назвал не нейтральными, поскольку они, по словам Пашиняна, имеют более тесные экономические связи с Азербайджаном, чем с Арменией. После этого Ереван объявил об отмене учений ОДКБ на своей территории, которые были запланированы на текущий год.
Ранее глава армянского правительства уже выражал мнение, что российская миротворческая миссия не обеспечивает достижение ключевых целей в Карабахе. Позже Пашинян предположил, что, возможно, целесообразно было бы заменить российских миротворцев международным контингентом, сформированным под эгидой Совбеза ООН. Алиев, кстати, тоже давал понять, что в Баку не в восторге от нахождения российских миротворцев в Карабахе. Говоря о 2023 г. как о последнем шансе на мирное соглашение президент Азербайджана напомнил, что в 2025-м мандат российской миссии завершается, и намекнул, что продлевать его азербайджанская сторона не намеревается.
Однако смена действующих лиц в роли посредников в армяно-азербайджанском конфликте вовсе не означает, что заключение мирного договора в ближайшее время предрешено. Директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян считает, что достижение прочного мира отвечает интересам обеих сторон, однако пока на этом пути слишком много подводных камней. К слову, расширение присутствия Евросоюза на армяно-азербайджанской границе тоже нравится далеко не всем. В Баку напомнили, что двухлетняя гражданская миссия ЕС не была согласована с азербайджанской стороной, и обвинили Брюссель в обмане. Конечно, Азербайджану в качестве посредника выгоднее было бы иметь Турцию, безоговорочно поддерживающую все действия своего ближайшего союзника, чем европейцев, которые помимо территориальной целостности настаивают ещё и на соблюдении прав человека, в том числе на исправлении гуманитарного кризиса в Карабахе, вызванного блокадой Лачинского коридора. Но Турция в качестве посредника неприемлема уже для Армении – слишком очевидна её склонность к одной из сторон конфликта.
Представить, что полноценный мирный договор после 30 лет противостояния и взаимной вражды будет заключён в ближайшее месяцы, конечно, сложно. Но и невозможной такую перспективу назвать нельзя. Если Армения сохранит готовность к уступкам по Карабаху, а Азербайджан умерит свои аппетиты и не будет претендовать на суверенитет над коридором в Нахичевань, прогресс может оказаться достаточно быстрым. Ещё в апреле прошлого года депутат Милли Меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде утверждал, что темами мирного договора должны стать лишь взаимное признание границ и установление добрососедских отношений между государствами. В такой конфигурации соглашение вполне можно представить. Тем более что постоянная напряжённость и периодические вспышки насилия явно не способствуют устойчивому развитию ни Азербайджана, ни Армении, особенно последней как страны с меньшими ресурсами и более слабой экономикой. Но рисков всё ещё очень много. Если Баку, почувствовав вкус скорой победы, запросит слишком многого и покусится на какую-либо часть территории самой Армении, или в Ереване к власти придут менее договороспособные силы, соглашение наверняка сорвётся. Но можно надеяться, что здравый смысл возобладает, и стороны доведут до конца процесс мирного урегулирования, который, кажется, за все 30 лет не был так близок к завершению.