Египет ищет баланс в сотрудничестве с Россией
1574
Египетская сторона нацелена на увеличение объёмов инвестиций из России и готова упрощать процедуры и предлагать привлекательные условия иностранным, в том числе и российским инвесторам
Об этом заявил замруководителя Главного управления инвестиций арабской республики Ясер Аббас. Он добавил, что одной из ключевых сфер для привлечения средств могла бы стать туриндустрия, а в Каире готовы приветствовать российских инвесторов. Это заявление прозвучало на фоне сообщений о рекордной прибыли, которую Египет получил от туризма. За январь-апрель 2024 года эта сфера, по словам министра туризма и древностей Ахмеда Иссы, принесла стране $4,3 млрд, что стало самым высоким показателем за всю историю. На Africa Tourism Forum, который проходит в эти дни в Шарм-эль-Шейхе и где присутствуют в том числе представители российских туроператоров, были озвучены планы довести число гостей Египта до 30 млн к 2030 году.
На близком к нынешнему уровне египетская туриндустрия уже находилась в конце 2000-х годов, однако затем арабская весна, террористическая угроза и пандемия коронавируса привели к падению турпотока. Сейчас последствия этого кризиса можно считать в целом преодолёнными. Одним из значимых толчков к восстановлению отрасли стало возобновление авиасообщения между Россией и Египтом. Оно было прервано после катастрофы над Синайским полуостровом, где в 2015 году террористы взорвали в воздухе российский авиалайнер. РФ представила египетской стороне свои рекомендации по совершенствованию системы безопасности в аэропортах, и процесс согласования занял несколько лет. Лишь летом 2021 года рейсы на курорты Красного моря были возобновлены. В 2024 году египтяне ожидают дальнейшего роста турпотока из России, хотя его динамика будет меньше, чем для туризма из других стран. Глава Управления по туризму Египта Амр Элькади прогнозирует, что в текущем году эту страну посетят около 1,6 млн россиян (+10%). Среди направлений для инвестиционного сотрудничества Каир выделял новую льготную программу кредитования строительства отелей, в которой ждут и российских участников. Насколько эти ожидания оправдываются на практике, пока неизвестно.
Туризм действительно является одной из наиболее очевидных, хотя и далеко не единственной сферой для развития российско-египетского сотрудничества. После того, как Египет стал полноправным членом БРИКС, перед двумя странами открылись более благоприятные перспективы для наращивания экономических связей. Как отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова, Египет в основном экспортирует в Россию овощи, фрукты, молочные продукты, бобовые и масличные культуры. РФ поставляет в североафриканскую страну металлургическую продукцию, зерновые, топливо и древесину. По мнению экономиста, в будущем у России есть возможности увеличивать объёмы вложений в египетские инфраструктурные проекты. А товарооборот между двумя странами только за прошлый год вырос на 25% до $7 млрд и демонстрирует тенденцию к дальнейшему росту.
Стремление Каира к поддержанию хороших отношений с РФ и цели его вступления в БРИКС вполне очевидны. Как объяснял кандидат исторических наук, эксперт по арабо-российским отношениям Саад Халаф, Египет находится в непростых экономических условиях и рассчитывает как на новые инвестиции из других стран-членов БРИКС, так и на солидарную помощь через Новый банк развития. Также страна заинтересована в доступе к высокотехнологичным товарам из Китая, Индии и России.
Вопрос в том, что для себя получает Россия от партнёрства с Египтом?
Завкафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью МГУ Владимир Осипов утверждает, что многое. Понятно, что среди бонусов есть и политические, такие как возможность российского флота заходить в дружественные египетские порты, проецируя своё влияние на этот регион, а также возможная поддержка со стороны Египта по взаимно важным вопросам в международных организациях. Но есть и экономические выгоды. В частности, для РФ Египет является важным рынком сбыта зерна, промышленных товаров и вооружений, и эту торговлю желательно было бы проводить без использования западных валют, чтобы минимизировать риск ущерба от международных санкций. В рамках БРИКС эту тему, вероятно, можно обсуждать с большей продуктивностью.
Хотя санкции и геополитическая напряжённость, безусловно, оказывают своё негативное воздействие на российско-египетские отношения, тот факт, что ограничительные меры влияют на сотрудничество Каира и Москвы, подтвердил министр финансов Египта Мухаммед Мааит, добавив, что Египет знает, как справляться с этими рисками. Как видно, справляться удаётся не всегда.
Так, пока ни к каким практическим результатам не привели переговоры о возможном начале обслуживания карт «Мир» в египетских банках. Ещё в 2022 году Каир отказался от закупки самолётов Су-35 в пользу французских истребителей Rafale. Официально причиной назывались санкции против российской оборонной промышленности, а в СМИ уточняли, что египетских заказчиков не устроила невозможность установить на Су-35 продвинутые РЛС и авионику, которые раньше поставлялись из стран ЕС. После введения технологических санкций эти поставки стали невозможны. Military Watch Magazine также писал, что ради отказа от российских самолётов Конгресс США был готов рассмотреть продажу Египту американских истребителей, в том числе пятого поколения.
Военно-техническое сотрудничество вообще является самой рискованной с точки зрения санкционного давления сферой, и Каир подходит к ней с большой осторожностью. Washington Post, ссылаясь на утечку документов Пентагона, утверждала, что власти Египта планировали наладить сотрудничество с Россией по производству ракетного вооружения на своей территории, в том числе с применением российских технологий и в интересах ВС РФ, однако после визита высокопоставленных американских чиновников президент Абдель Фаттах ас-Сиси якобы отказался от этих планов. Отрицательное влияние, хотя и эпизодическое, санкции оказывают и на другие сферы сотрудничества. Недавно российские туристы не смогли своевременно вылететь из Египта и в Египет, поскольку ЕС начал применять санкции к авиакомпаниям из третьих стран, активно сотрудничающим с РФ. Под ограничения попал турецкий перевозчик Southwind, чей маршрут из России в Египет пролегал над Европой, и этот путь для пассажиров данной компании оказался закрыт.
Посол РФ в Каире Георгий Борисенко утверждал, что западные санкции не оказывают существенного влияния на реализацию проектов АЭС и российской промышленной зоны около Суэцкого канала. Однако египетский аналитик Абдель Наби Абдель Мутталиб говорил каналу Al Jazeera, что ограничения всё же могут привести к замедлению строительства АЭС. Хотя речи о сворачивании проекта, конечно, не идёт. Как и о сворачивании российско-египетских отношений в целом. У двух стран по-прежнему большие планы на будущее, но нужно понимать, что в текущих международных условиях некоторые из этих планов могут столкнуться с дополнительными рисками.