Евросоюз хочет принять дополнительные меры для конкурентной борьбы с США
870
Евросоюз может упустить возможности для своего развития из-за того, что проигрывает Соединённым Штатам в росте производительности труда
Такой обеспокоенностью с прессой поделился глава Банка Швеции Эрик Теден. Он напомнил, что с начала XXI века производительность труда, измеряемая как реальный выпуск продукции в час работы, в ЕС выросла лишь на 20%. В Швеции этот показатель рос быстрее и прибавил 35%, однако США продемонстрировали ещё больший прогресс – производительность труда увеличилась почти на 60%.
Financial Times пишет, что слова руководителя шведского ЦБ подогревают дискуссию о том, как Европе повысить конкурентоспособность своей экономики на фоне успехов США и Китая. Последние данные показывают, что Евросоюз действительно уже отстаёт от США не только по темпам роста производительности труда, но и по абсолютным цифрам. В целом по ЕС этот параметр находится на уровне $103,57 против $111,91 у Соединённых Штатов. Интересно, что лидерами по производительности являются не традиционные экономические локомотивы ЕС, такие как Германия или Франция. Схожие с американскими или даже превышающие их результаты демонстрируют Польша, страны Балтии, Португалия, Ирландия, Словакия и Венгрия, т.е. страны, которые по уровню доходов граждан или ВВП на душу населения находятся в позиции догоняющих.
Европейский союз и США являются союзниками в политической и оборонной сферах, однако экономические вопросы, как это и положено в рыночной системе, во многом решаются на основе конкуренции. При этом европейские лидеры неоднократно пытались сгладить этот процесс и выработать некие общие правила игры с американскими партнёрами, что удавалось далеко не всегда. Так, недовольство в Европе вызвала прямая финансовая поддержка, которую правительство США оказывает своим компаниям в сфере альтернативной энергетики и зелёных технологий. Согласно «Акту о борьбе с инфляцией», принятому Конгрессом ещё в 2022 году, на субсидии, налоговые послабления и льготы потребителям энергии планировалось направить $369 млрд.
ЕС закономерно опасается утратить лидерские позиции в области перехода на экологически чистую экономику и попасть в зависимость от американских технологий, однако меры финансовой поддержки собственных производителей сдерживаются тем, что Евросоюз состоит из 27 суверенных стран с собственными, порой различающимися интересами, а также общей боязнью чрезмерно наращивать господдержку бизнеса, что может привести к разгону инфляции и росту долговой нагрузки. В рамках Евросоюза действуют чёткие ограничения, согласно которым госдолг стран-членов не должен превышать 60% от ВВП, а дефицит бюджета должен быть не выше 3%. США не связаны такими ограничениями, и их госдолг, обеспечиваемый благодаря высокой ликвидности и надёжности американских ценных бумаг, перевалил за 120% ВВП и имеет дальнейшую тенденцию к увеличению. Поэтому у Вашингтона есть большая свобода действий при планировании госрасходов. В итоге Еврокомиссия и Совет ЕС пока ограничились лишь облегчением для компаний, работающих в сфере зелёных технологий, некоторых процедур, в том числе доступа к финансированию из средств Европейского инвестиционного банка, обойдясь без прямой бюджетной поддержки.
Впрочем, в США судьба этого элемента конкурентной борьбы тоже не предрешена, ведь пакет помощи принимался ещё тогда, когда Конгресс и Белый дом находились под контролем демократов, и неизвестно, как в случае своей победы на президентских выборах будет выстраивать политику Трамп и руководимая им Республиканская партия, которая более скептически относится к зелёному энергопереходу и нацелена на снижение бюджетных расходов.
Другим полем экономических баталий может стать экспорт военной продукции. В конце прошлого года в Еврокомиссии задумались о запуске европейской программы поддержки экспорта вооружений. Одним из возможных путей может стать копирование американской программы Foreign Military Sales, позволяющей иностранным государствам закупать оружие напрямую у Пентагона, который, в свою очередь, берёт на себя заботы о договорённостях с частными корпорациями, производящими товары военного назначения. В ЕС также есть государства с развитой военной промышленностью, такие как Франция, Германия, Швеция или Италия, и многие предприятия после начала СВО в Украине нарастили объёмы производства. В ЕК полагают, что посредничество госструктур при заключении экспортных контрактов могло бы позволить нарастить прибыль от данного вида торговли. Франция уже вышла на второе место в мире по объёмам экспорта вооружений, и, хотя в последние годы рост происходил в основном на рынках, где прежде доминировало российское оружие, конкуренция с американскими поставщиками также будет неизбежно обостряться.
В целом же главный успех, которого удалось добиться экономике Евросоюза – избежать рецессии, хотя дорогие энергоресурсы и ужесточение денежно-кредитной политики в связи с высокой инфляцией вполне могли привести к спаду. Тем не менее в 2023 году ВВП Евросоюза вырос на 0,5%. В 2024 году Еврокомиссия ожидает роста на 0,8%, а в 2025-м, согласно последним прогнозам, он может достичь 1,6%. Однако, как указывает аналитик Китайского экономического сайта Чэнь Бо, многое будет зависеть от того, удастся ли единой Европе выбраться из тупика, в который её экономику загнал длительный период высоких процентных ставок, существенно ограничивающих инвестиции и деловую активность в целом. ЕЦБ обещает начать снижение ставок предстоящим летом, что стало бы хорошим сигналом для бизнеса, но этот процесс может затянуться из-за всё ещё высокой инфляции в сфере услуг и того, что ФРС откладывает смягчение денежно-кредитной политики в США.
Экономическое возрождение ЕС после пандемии и украинского кризиса может потребовать и пересмотра планов по достижению углеродной нейтральности, сроки которого выглядят очень амбициозными. Эксперты агентства ACER соглашаются с тем, что план ускоренного энергоперехода очень радикален и потребует быстрого внедрения экономически целесообразных технологий в сфере альтернативной энергетики. Но стоит отметить, что сама по себе разработка и последующее применение инновационных энергетических технологий способны повысить конкурентоспособность Евросоюза по отношению к таким державам, как США и Китай, а именно такую цель перед объединением поставила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
При этом именно энергетика является основой всего экономического роста, и именно проблемы в энергетической отрасли вынуждают Европу беспокоиться об отставании от США. Такие факторы, как немного более низкая производительность труда, на этом фоне выглядят незначительными.
WSJ пишет, что более высокая стоимость природного газа внутри ЕС вынуждает компании из секторов машиностроения, металлургии и производства удобрений, т.е. из ключевых отраслей европейской промышленности, задумываться о переносе производственных мощностей в США, что при сохранении этих тенденций грозит деиндустриализацией Европы.
Японский финансовый аналитик Кадзухико Фудзи предупреждал и об опасности т.н. отрицательного спреда, с которым столкнулись европейские энергокомпании. В такой ситуации деятельность компании не приносит прибыли, поскольку расходы на обслуживание долгов превышают доход, приносимый операциями с заимствованными средствами. Аналитик называет причиной такой ситуации отказ от дешёвых российских энергоресурсов. Поскольку политическая обстановка не даёт оснований говорить о скором восстановлении нефтегазового импорта из России, ставка делается на максимально быстрое удешевление и масштабирование зелёных энергетических технологий. Если стратегия сработает, Европа окажется в выигрыше не только с точки зрения улучшения экологической ситуации, но и в экономической гонке. И успех не исключён. Технологический прогресс привёл к тому, что доля возобновляемых источников в глобальном энергобалансе достигла 33%. Уже через 10 лет, согласно прогнозу аналитического центра Ember, эпоха доминирования ископаемого топлива закончится. Тогда-то Евросоюз, вероятно, и сможет воспользоваться своими преимуществами, полученными благодаря общественному и административному давлению с целью ускорить энергопереход. А сама по себе конкуренция с теми же США становится лишь ещё одним стимулом внедрять инновации и делать хозяйственную деятельность менее затратной и более эффективной.