Город Александра Великого: о чем молчат древние камни?
6325
Если бы Александр Македонский приехал в сегодняшнюю Александрию — город основанный «покорителем Вселенной» в 331 году до нашей эры, он вероятно изумился тому, во что превратилось его африканское детище, и с уст его как в фильме про царя Ивана Васильевича сорвалась бы сакраментальная фраза: «Красота-то какая, лепота!» Международный научный журнал TheCollector опубликовал рейтинг самых важных городов эллинистического мира, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой цивилизации. Историки единодушно выдвинули на первое место «жемчужину Средиземноморья» Александрию
Второе место заняла Антиохия (нынешняя Антакья в Турции, подвергшаяся на днях разрушительным ударам землетрясения). Напомним, что вскоре после смерти Александра Македонского его огромная империя распалась. В 301 г. до н.э. один из диадохов Александра, Селевк I Никатор, основал новый город на берегу Оронта в плодородной долине у Средиземного моря. Вскоре Антиохия стала западной столицей обширной империи Селевкидов. На третьем месте обосновалась Селевкия. Империя эта была самым большим из всех эллинистических царств, простираясь от Малой Азии и восточного побережья Средиземного моря до Индии. Прямо посреди огромной территории находилась Месопотамия, а в ее центре, на берегу Тигра, — Селевкия. Далее следуют Эфес, в честь которого названо знаменитое (и единственное) турецкое пиво, а также Пергам, библиотека которого уступала только Александрийской.
При этом, если могущественные некогда центры эллинистического мира (за исключением разве что бывшей Антиохии) превратились в покрытые пылью руины, египетская Александрия не только процветает, но и самим своим существованием по сей день вносит ощутимый вклад в копилку космополитизма и диалога цивилизаций, о чем мечтал еще великий македонянин, воспитанием которого занимался сам Аристотель.
Когда полководец покорил Египет, то, отдавая распоряжение основать полис, названный в его честь, он замышлял его как невиданный в истории «город мира», где будут мирно уживаться представители разных религий, культур, народов, где сконцентрируется вся мудрость людей, для чего была основана знаменитая александрийская библиотека.
В наши дни этот город на берегу Средиземного моря пользуется даже среди самих египтян, измученных каирской теснотой и духотой, особой популярностью в качестве места отдыха. Многие едут сюда на выходные с тем, чтобы поселиться в гостиницах, расположенных прямо на берегу александрийской бухты, видевшей еще Александра Македонского, непобедимого Цезаря и прекрасную Клеопатру.
В отличие от роскошного каирского вокзала, напоминающего по интерьеру древнеегипетский дворец (в кафе которого на втором этаже к тому же можно спокойно курить), александрийский «Миср» представляет собой скорее руины Брестской крепости. На выходе следует быть внимательным, чтобы не свалиться в огромный котлован, вырытый зачем-то прямо перед зданием железнодорожного вокзала. Возможно, туда когда-то угодил немецкий фугас во время наступления «лиса пустыни» Роммеля на Александрию. Но закопать воронку, которая давно поросла колючками, почему-то так никто так и не удосужился. Так что прыгать придется прямо по деревянному настилу.
Тем, кто приезжает в Александрию следует посетить античный амфитеатр, катакомбы Кош эш Шукафа, вход в которые сторожит собакоголовый Анубис.
В городе, ставшем в свое время цитаделью египетского христианства, действует несколько церквей. Здесь же расположена резиденция александрийского патриарха, во дворе которой установленный огромный колокол, подаренный российским царем. Хотя основание и рассвет Каира с его знаменитыми мечетями и любимыми туристами пирамидами, отняли у Александрии ее былой блеск и величие, этот город станет настоящим подарком Востока даже для самых взыскательных путешественников из России.
Но не все гладко складывалось в истории Александрии, которую царственный македонянин замышлял как «город мира».
Когда посещаешь античные руины с расположенном в самом центре римским амфитеатром, задумываешься не только о взорванной исламскими экстремистами огромной статуе Будды, разграбленных музеях, и уничтоженных в Сирии и Ираке памятниках доисламского «темного прошлого».
Посетителя амфитеатра на входе встречает экспозиция выставленных на улице каменных божеств древнего Египта. Здесь можно увидеть Изиду, статуи фараонов и правителей Египта династии Птолемеев, гранитных сфинксов. Большинство скульптур обезглавлены, стоят отдельные торсы, гранитные сфинксы покалечены варварской рукой. Эти величественные обломки были извлечены археологами из-под воды в александрийской бухте. Каменные «идолы» после победы христианства, а затем и прихода арабов под зелеными знаменами пророка свозились со всего Египта для укрепления александрийских волнорезов. Чтобы волны не разрушали берег. Таким образом решалась двойная задача — избавиться от ненавистных древних богов, а заодно найти материал для строительства пирсов. Многим статуям перед тем, как они были брошены в воду были причинены умышленные повреждения. Однако, ученым, благодаря кропотливой работе, хотя бы частично удалось восстановить наследие древних.
Завоевав Египет, греки, хотя и основали новую династию Птолемеев, но при этом полностью восприняли наследие предшествующей культуры, что проявилось в статуях царей, изображавшихся в обличье фараонов. Эллины синтетически соединили религию египтян со своими верованиями, приумножили и восстановили храмы, доставшие им в наследство от незапамятных времен. Храмы в честь Изиды соседствовали со священными постройками в честь Адониса, Геракла. Эту же политику толерантности продолжили и римляне, воздвигшие в Александрии несравненный храм Сераписа. В обличье этого «синтетического» Бога каждый грек, римлянин, египтянин, могли легко увидеть признаки своих родовых божеств. Так продолжалось до тех пор, пока христианство не было объявлено официальной религией. Хотя Иисус исповедовал любовь и терпение, в представлениях невежественных проповедников и ведомой ими фанатической толпы, все великое наследие древнего Египта моментально превратилось в «бесовщину», с которой нужно бороться любыми доступными средствами.
Новая религия устанавливала свое господство, превращая в руины и пыль великие памятники прошлого. Христианство, замышлявшееся создателем этой веры как религия любви, на земле фараонов приобрела форму крестового похода против «тысячелетнего язычества». О том, насколько далеко, уже к четвертому веку, ушли последователи Христа от заповедей всепрощения и толерантности можно судить по тому, что уже в 391 году александрийский патриарх Феофил приказал перестроить храм Сераписа для ведения в нем христианского богослужения, что вызвало естественный гнев и возмущение приверженцев этого культа. Начавшиеся народные волнения привели к тому, что поддерживаемая войсками толпа осадила величайший храм древности, в котором укрылись язычники. В нем находилась гигантская статуя этого Бога, которую современники называли одним из чудес света. После нескольких месяцев осады храм был сожжен и полностью уничтожен. От Сераписа осталась лишь огромная голова, которая хранится по сей день в греко-римском музее Александрии в напоминание о варварстве невежественных фанатиков, насадивших огнем и мечом свою религию. В 415 году в Александрии подстрекаемая монахами толпа растерзала знаменитую представительницу античной мудрости Гипатию.
Впрочем, и в наше время, в Египте, как и в ту незапамятную эпоху «крушения идолов», находятся желающие уничтожить остатки древнеегипетской цивилизации. Не так давно радикальный исламский проповедник из Кувейта призвал уничтожить Большого Сфинкса и пирамиды в Египте, заявив, что настало время стереть с лица земли наследие фараонов. И он не одинок. Еще в 2012 году египетский священнослужитель также издал фетву, призывающую избавить страну от пирамид и Сфинкса, воплощающих «языческое прошлое». Последние десять лет, в Египте, впрочем, правит режим, благосклонно смотрящий на религиозно-культурное многообразие страны пирамид. И если нужно поддерживающий «принципы толерантности» силой оружия.
В наши дни, как и замышлял Александр Великий, город, названный его именем, действительно является не только крупнейшим мегаполисом Средиземноморья, но и одним и самых космополитичных городов мира. На этом перекрестке цивилизаций сейчас соседствуют мечети, коптские, православные, католические храмы. В говоре толпы на улицах звучит речь многих народов. В городе мудрецов, ученых и поэтов сегодня живет много интеллигенции, студенческой молодежи. Но утраченных из-за человеческой глупости, невежества и фанатизма великих памятников древности уже не вернуть.