Как может развиваться ситуация в Израиле после отказа Нетаньяху от реформирования судебной системы
7451
После более чем двух месяцев массовых протестов в Израиле ситуация подошла к кульминации
Ещё несколько дней назад, когда противники судебной реформы объявили с 26 марта «неделю паралича», собираясь преследовать министров и депутатов везде, где бы они не находились, и выражать им своё недовольство, казалось, что власть остаётся непреклонной и, вероятно, продолжит продвигать свою скандальную инициативу.
Напомним, после возвращения к власти премьер-министра Биньямина Нетаньяху он со своими соратниками решил провести реформу судебной системы и ограничить полномочия Верховного суда. В Израиле нет кодифицированной конституции, а значит и конституционного суда. Верховный суд, который сами израильтяне называют высшим судом справедливости (БАГАЦ), играет роль не только последней инстанции для граждан, но и органа судебного контроля за действиями других ветвей власти. Верховный суд может отменять принятые парламентом законы и правительственные решения, если сочтёт их несоответствующими основному законодательству и принципам государства. Именно эти полномочия не устраивают правящую коалицию. Согласно планам судебной реформы, вето Верховного суда можно будет преодолеть большинством голосов депутатов кнессета. Также возрастёт роль парламента и правительства в назначении судей.
Противники реформы уверены, что её проведение стало бы ударом по демократии и первым шагом к диктатуре. Депутат кнессета от партии «Наш дом Израиль» Евгений Сова объясняет, что Нетаньяху эта реформа нужна в том числе по личным причинам, чтобы избежать ответственности за коррупционные преступления, расследование по которым в отношении многолетнего премьера ведётся уже довольно давно. Кроме того, реформу продвигают ультраправые партнёры Нетаньяху по правящей коалиции. В частности, ортодоксы надеются в будущем принять закон об освобождении религиозных юношей от службы в армии. Пока на пути этого закона стоит вето Верховного суда. Сова уверен, что ограничение полномочий ВС станет ударом не только по системе сдержек и противовесов, но и по безопасности Израиля. Также парламентарий предостерёг, что в случае концентрации чрезмерной власти в руках правительства Израиль рискует потерять многих иностранных инвесторов и ухудшить свой кредитный рейтинг для заимствований на внешних рынках, что приведёт к существенному ущербу для экономики.
Мнение Евгения Совы в этой части подкреплено оценками авторитетных финансистов. Аналитики JPMorgan Chase и Goldman Sachs предупреждали, что судебная реформа повышает риски для иностранных инвесторов и может негативно повлиять на состояние израильского шекеля. Эксперты сравнивают эту реформу с аналогичными нововведениями, которым была подвергнута судебная система Польши. Тогда ограничение независимости польских судов привело к снижению кредитного рейтинга страны.
Многотысячные протесты продолжаются в Израиле уже 11 недель. Сначала они проходили по пятницам и субботам, в основном в Тель-Авиве и Иерусалиме, затем география и временные рамки стали расширяться. Но до последнего казалось, что Нетаньяху намерен настоять на своём. В феврале парламент одобрил реформу в первом чтении, а сегодня утром законодательный комитет кнессета утвердил текст законопроекта для рассмотрения в финальном чтении. Однако ситуация уже начала меняться в неприятном для правящей коалиции направлении. «Неделя паралича» превзошла все ожидания как по масштабам, так, судя по всему, и по последствиям. В воскресенье на улицы израильских городов вышли свыше 600 тысяч человек, что стало крупнейшей акцией протеста в истории государства. Не работали многие предприятия и госучреждения, были перекрыты дороги, включая главное в стране шоссе Аялон. Вскоре перестал выполнять вылеты аэропорт имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве, который считается воздушными воротами Израиля. Ранее депутат Сова отмечал, что профсоюзы к протестам не присоединялись, что не позволяло акциям стать тотальными. Теперь ситуация изменилась, начались и массовые забастовки.
На этом фоне президент Израиля Ицхак Герцог призвал кабмин и парламент ради интересов граждан и сохранения единства нации немедленно остановить судебную реформу. С этим мнением аккуратно солидаризировались несколько министров – однопартийцев Нетаньяху. Наконец, премьер-министр принял решение из-за протестов приостановить судебную реформу. Правда, ситуация зашла уже настолько далеко, что этой уступкой дело уже вряд ли ограничится. Речь может идти о расколе как внутри правящей коалиции, так и внутри её крупнейшей силы, возглавляемой Нетаньяху партии «Ликуд». За день до объявления о приостановке реформы Нетаньяху успел уволить своего однопартийца Йоава Галланта с поста министра обороны за то, что политик предложил отсрочить рассмотрение судебной реформы. Галлант заявил, что реформа спровоцировала раскол в том числе в армии и силовых структурах, что угрожает безопасности Израиля. Увольнение главы Минобороны привело к новой волне протестов уже не против конкретного законопроекта, а против премьера Нетаньяху и его правительства в целом. В знак протеста в отставку подал генконсул Израиля в Нью-Йорке.
Публицист Игорь Левитас, много лет проживающий в Израиле, отметил, что дополнительную сложность представляет израильская партийная система. В политическом процессе участвует огромное количество партий, сегодня в кнессет входит 10 из них. Поэтому в Израиле невозможно никакое другое парламентское большинство, кроме коалиционного. Сейчас в стране действует самое правое правительство за всю её историю. Для характеристики этого правительства достаточно привести недавнее высказывание действующего министра финансов Израиля Бецалеля Смотрича. Ультраправый политик, выступающий категорически против палестинской государственности, сказал, что палестинского народа не существует в принципе. Именно этот правый фланг, выступающий за моноэтнический и более религиозный Израиль, является инициатором и активным лоббистом судебной реформы. Левитас резонно предполагает, что после отказа Нетаньяху от её проведения ортодоксы могут выйти из коалиции, что будет означать проведение внеочередных выборов. Таковых в Израиле за последние 3 года состоялось уже пять.
Международная реакция на происходящее в Израиле оказалась неоднородной.
Глава пресс-службы Совета национальной безопасности США Эйдриенн Уотсон отметила ключевое значение демократических ценностей и подчеркнула, что любые изменения в системе сдержек и противовесов должны происходить при широкой поддержке населения. В Вашингтоне призвали израильские власти найти компромисс с демонстрантами.
В МИД России высказались куда более нейтрально и давать оценку израильским событиям не стали. Замглавы МИД Михаил Богданов подчеркнул, что в Москве с озабоченностью следят за происходящим, но считают это исключительно внутренним делом Израиля и не намерены как-либо вмешиваться.
Нейтральная позиция Москвы вполне объяснима. Во-первых, она полностью соответствует международной практике невмешательства во внутренние дела других стран. А во-вторых, в РФ наверняка помнят о прежней дружбе израильского премьера с Владимиром Путиным и не хотят давать негативную оценку его политике, но и демонстрировать прямую поддержку Нетаньяху не имеет особого смысла, ведь надежды на новое израильско-российское сближение с возвращением Нетаньяху к власти фактически не оправдались. Эксперты в прошлом году напоминали, что у Нетаньяху давно сложились тёплые личные отношения с Путиным. Поэтому можно ожидать сохранения рабочих отношений с Москвой, в том числе экономических связей, и отсутствия открыто проукраинских действий израильского правительства. Однако на пути этого сближения, которого сам Нетаньяху, вероятно, желал, стояли несколько препятствий. Во-первых, беспокойство израильтян не может не вызывать тесное сотрудничество России с Ираном – главным противником Израиля на Ближнем Востоке. Во-вторых, решительно против сотрудничества Израиля с Россией выступают США, у которых есть достаточно рычагов давления на еврейское государство. Ведь США, среди прочего, являются ключевым партнёром Израиля в сфере обороны и военно-технического сотрудничества.
В итоге Нетаньяху, судя по всему, если не выбрал сторону Запада в геополитическом противостоянии, то, по крайней мере, существенного потепления с РФ не отмечается. В начале февраля он сообщил, что пообещал изучить вопрос о возможности поставок оружия Украине, включая систему ПРО «Железный купол». Конечно, решение пока не принято, а значит и «красная линия» в отношениях с Россией формально не пересечена, но предыдущее правительство вообще сняло вопрос о военной помощи Киеву с рассмотрения, а Нетаньяху вернул его в повестку дня.
Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Борис Долгов считает, что вероятность внеочередных парламентских выборов достаточно высока, если Нетаньяху не удастся урегулировать ситуацию с судебной реформой.
Сейчас уже понятно, что Нетаньяху пришлось не только пойти на попятную по вопросу реформы, но и столкнуться с расколом в собственной партии. Поэтому вероятность перевыборов парламента становится ещё выше. А на протестной волне можно ждать электоральной мобилизации противников Нетаньяху, поэтому его возможности удержаться в премьерском кресле вызывают сомнения. Впрочем, для России вряд ли можно считать бесспорно благоприятным любой исход голосования.