Как приезд Жапарова в Москву на 9 мая помогает Кыргызстану удерживать внешнеполитический баланс?
3630
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в сопровождении нескольких членов правительства отправился с официальным визитом в Москву
Ожидается, что Жапаров проведёт переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным, а также посетит военный парад на Красной площади, посвящённый годовщине победы в Великой Отечественной войне. В ходе переговоров с Путиным планируется обсудить актуальные вопросы международной повестки и пути дальнейшего развития двусторонних отношений.
Ранее отмечалось, что Жапаров станет единственным иностранным лидером, который посетит Москву 9 мая. В текущих геополитических реалиях это безусловно является важным символическим жестом, с помощью которого Бишкек демонстрирует сохранение своих тесных дружественных связей с Россией. Предправления Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов отметил, что в мире решение Жапарова приехать в Москву также будет воспринято именно как символический шаг и, вероятно, получит в том числе негативные оценки в СМИ, поскольку визит происходит на фоне беспрецедентного противостояния РФ с западными странами и украинского конфликта. В то же время эксперт предположил, что на встрече Жапарова и Путина могут обсуждаться экономические отношения двух стран и, возможно, даже какие-то конкретные проекты в этой сфере, а также развитие политических контактов.
В последние годы между Россией и Кыргызстаном бывали разные ситуации, в том числе не шедшие на пользу двусторонним отношениям. Так, в январе 2022 года, когда страны ОДКБ решили направить военный контингент в помощь Казахстану для стабилизации обстановки после протестов, именно в Кыргызстане случилась заминка при принятии данного решения. В обществе предложение отправить миротворцев в соседнюю республику вызвало неоднозначную реакцию, и кабмину пришлось выпускать специальное разъяснение о том, что кыргызские военнослужащие не будут участвовать в подавлении беспорядков. А затем парламент не смог с первого раза согласовать отправку контингента, поскольку часть депутатов проигнорировала заседание. Позднее, осенью прошлого года, руководство Кыргызстана пошло на ряд демаршей в ответ на недостаточную, по мнению Бишкека, реакцию России на кыргызско-таджикские приграничные столкновения. Секретарь Совбеза Кыргызстана Марат Иманкулов тогда заявил, что в рамках ОДКБ нет механизмов, позволяющих урегулировать территориальные споры между участниками, и поэтому организация нуждается в реформировании. Тогда же Жапаров, ссылаясь на занятость, отказался ехать в Петербург на неформальный саммит глав государств СНГ, а Минобороны республики отменило учения ОДКБ на своей территории. В парламенте Кыргызстана посчитали, что Россия в конфликте занимает сторону Таджикистана. Аналитики предполагали, что острую реакцию в Бишкеке вызвало награждение президента Таджикистана Эмомали Рахмона российским орденом «За заслуги перед Отечеством» и отсутствие деятельного вмешательства ОДКБ, де-факто возглавляемого Россией, на территориальные притязания таджикской стороны.
Однако вскоре ситуация начала налаживаться. Москва активнее включилась в процесс примирения своих враждующих между собой союзников. В Астане состоялась трёхсторонняя встреча Путина, Рахмона и Жапарова, в ходе которой стороны обсудили меры по сохранению стабильности в Центральной Азии, а также условились форсировать процесс делимитации кыргызско-таджикской границы и решать все возникающие противоречия исключительно дипломатическими методами. Российский лидер особо подчеркнул, что для Москвы одинаково важны близкие отношения и с Кыргызстаном, и с Таджикистаном, отметив, что товарооборот России с обеими центральноазиатскими республиками растёт быстрыми темпами, а на территории РФ живут, учатся и работают около миллиона кыргызов и до двух миллионов таджиков. Тогда сложилось впечатление, что неприятный инцидент в российско-кыргызских отношениях исчерпан. Решение Садыра Жапарова посетить Москву 8-9 мая позволяет сделать вывод о важности партнёрства с Россией для Кыргызстана.
Конечно, нельзя говорить о том, что Кыргызстан избрал Россию своим главным и единственным союзником. Напротив, Бишкек стремится развивать многовекторные отношения с несколькими крупными международными игроками, в том числе с Китаем, Турцией и США. Однако связи с Китаем, как представляется, в последнее время стали слишком уж тесными и явно требуют уравновешивания в интересах безопасности и суверенитета Кыргызстана. Центральноазиатские республики, в том числе Кыргызстан, всё сильнее зависят от Пекина в финансовом плане и в сфере безопасности. В рамках своей политики «мягкой силы» КНР активно инвестирует в экономики соседних постсоветских республик, порой выделяет безвозмездную денежную помощь, но чаще делает это в виде кредитов, за которые рано или поздно приходится платить. Долг Кыргызстана перед китайскими партнёрами уже достиг 22% ВВП, что является одним из самых высоких показателей в регионе. Президент Садыр Жапаров признавал, что, если не получится найти источники финансирования этого долга, придётся передать во владение Китая крупную электростанцию и несколько автодорог.
К слову, транспортные коммуникации в Центральной Азии крайне важны для Поднебесной в рамках развития торговых связей с Евросоюзом и проекта «нового шёлкового пути», поэтому от такого предложения Пекин вряд ли откажется. Политический обозреватель Аркадий Гладилов констатировал, что Китай не списывает долги своим заёмщикам, поэтому Кыргызстану, скорее всего, придётся расплачиваться своими недрами или стратегическими предприятиями.
Товарооборот Кыргызстана и Китая в прошлом году побил рекорд и превысил $4 млрд, благодаря чему КНР с большим отрывом лидирует среди торговых партнёров республики. Развиваются в том числе новые для обеих сторон сферы сотрудничества, такие как поставки китайских электромобилей в Кыргызстан и экспорт электроэнергии в обратном направлении.
Очевидно, что чрезмерное экономическое влияние одной страны рано или поздно трансформируется в политическое, а кыргызские власти вряд ли хотят оказаться в зоне исключительных интересов Китая. Для создания противовесов китайскому влиянию Бишкек обращается не только к России. Например, с прошлого года заметно реанимированы отношения с США. Для западных стран, конечно, больший интерес представляют крупные и более богатые природными ресурсами соседи Кыргызстана, такие как Казахстан или Узбекистан, но и небольшой центральноазиатской стране может быть отведена своя роль в больших политических играх. Так, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Александр Князев обратил внимание на то, что разногласия между Россией и Кыргызстаном осенью прошлого года, сопровождавшиеся отменой учений ОДКБ, стали дипломатическим успехом США на данном направлении, поскольку Вашингтон пытается отдалить страны Центральной Азии от РФ. Одновременно кыргызские власти приступили к рассмотрению новой версии базового соглашения о сотрудничестве и плана военного взаимодействия с США на ближайшие 5 лет. Политолог Шерадил Бактыгулов отметил, что в Бишкек начали часто наведываться представители Госдепартамента и Минфина США. Очевидно, целью контактов является попытка убедить Кыргызстан в том или ином виде присоединиться к антироссийским санкциям, а взамен предлагается расширение торгово-экономического сотрудничества с США и увеличение финансовой помощи. Кыргызстан на введение санкций, конечно, не идёт, но и их обходу Россией не способствует, а также не отказывается от контактов с Западом и обсуждения некоторых соглашений, которые представляются Бишкеку взаимовыгодными.
При этом, как отмечает эксперт по странам СНГ Аслан Рубаев, Кыргызстан на официальном уровне воздерживается от откровенно недружественных действий в адрес России, стараясь лавировать между интересами РФ и Запада и не желая ни попадать под вторичные санкции, ни ссориться с Россией. В прошлом году начались проблемы с обслуживанием карт «Мир» в Кыргызстане, но эти меры предпринимают частные банки, поэтому подобные действия нельзя воспринимать в качестве позиции государства. Рубаев пояснил, что экономика Кыргызстана получает немалую поддержку от трудовых мигрантов, работающих в России, и от поставок российских энергоносителей на льготных условиях. Стоит напомнить, что в Кыргызстане также находится крупная российская военная база, играющая немаловажную роль в поддержании безопасности в стране, расположенной недалеко от нестабильного Афганистана. Поэтому, как выразился Рубаев, Бишкек ведёт с Москвой «негласную дипломатическую торговлю» ради поддержания того самого баланса в своих внешнеполитических связях.
Визит Жапарова в Москву 8-9 мая, вероятно, можно считать элементом такой «торговли»: руководство страны делает дружественные жесты и, возможно, сохраняет некоторые послабления в плане реэкспорта в РФ подсанкционных товаров, ведь именно Кыргызстан способен играть важную роль в этом процессе, а в ответ Москва позволяет сохранять формальный нейтралитет в международном противостоянии и с пониманием относится к некоторым внешнеполитическим интересам Кыргызстана, даже если они не в полной мере соответствуют российским. Именно такой компромисс представляется наиболее предпочтительным для обеих сторон и позволяет сохранить партнёрство, не нанося чрезмерного ущерба интересам Москвы и Бишкека.