Как ускорение интеграции между странами Центральной Азии влияет на позиции России в регионе
3425
В ходе двухдневного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Бишкек между Узбекистаном и Кыргызстаном был подписан целый пакет из 25 документов, выводящих сотрудничество двух стран на новый уровень
Соглашения касаются и политических, и экономических взаимоотношений. Центральным документом стала декларация о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, а вместе с ней был заключён ряд более конкретных договорённостей. В частности, планируется наладить координацию в области реагирования на чрезвычайные ситуации, расширить торгово-экономические связи и энергетическое сотрудничество.
Одним из важнейших событий можно считать обмен ратификационными грамотами, который подтвердил окончательную делимитацию кыргызско-узбекской границы. На примере перманентного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном, продолжающегося из-за приграничных территориальных споров, можно понять, насколько эти вопросы важны для дальнейших взаимоотношений между постсоветскими странами в Центральной Азии. После получения независимости от СССР, когда административные границы стали государственными, оказалось, что на местности эти линии во многих местах фактически отсутствуют, а различные карты дают разное представление о том, где именно должны проходить эти границы. Начался долгий и трудный процесс делимитации, который особенно осложнялся в тех местах, где речь шла о разделе дефицитных водных ресурсов. В случае с Таджикистаном процесс пока не завершён, а вот 1300-километровая кыргызско-узбекская граница, включая Андижанское водохранилище, отныне полностью определена и не должна становиться причиной для конфликтов.
Другим важным достижением можно считать договорённость о развёртывании производства легкового и коммерческого автотранспорта в Кыргызстане. Учитывая, что Узбекистан имеет вполне развитую автомобильную промышленность, ему есть, что предложить соседу в плане передачи опыта и технологий в этой отрасли. Сотрудник Института стран СНГ Андрей Грозин предположил, что в будущем собранные в Кыргызстане автомобили могут выйти и на российский рынок. Однако, кажется, потенциальный позитивный эффект для РФ от усиливающихся интеграционных процессов в Центральной Азии этим и исчерпывается.
Кыргызско-узбекские отношения, судя по всему, продолжат укрепляться. Об этом свидетельствует предложение президента Кыргызстана Садыра Жапарова поднять уровень двусторонних отношений путём заключения полноценного союзнического договора. Лидер Кыргызстана отметил, что необходимо и дальше развивать транспортные и торговые связи между странами, в том числе работать над присоединением региональных транспортных путей к морским портам для последующего выхода на мировые рынки. С этой целью планируется проложить железную дорогу из Узбекистана через Кыргызстан в Китай. Здесь сразу же обращает на себя внимание то направление, в котором Бишкек и Ташкент планируют развивать свою логистику. Будущую торговлю они вряд ли намерены замыкать на РФ. Хотя старая транспортная инфраструктура, построенная в советский период, в первую очередь, выполняла функцию связи центральноазиатских республик с Россией.
В многочисленных подписанных документах пока ни слова не говорится о сотрудничестве в оборонной или правоохранительной сферах. Однако если будет заключён договор о союзнических отношениях, как предлагает президент Жапаров, эти вопросы также неизбежно окажутся в повестке дня, ведь понятие союзничества гораздо шире, чем взаимовыгодная торговля, и включает в себя все сферы межгосударственных взаимодействий. И весьма характерно, что с предложением о союзничестве выступила именно кыргызская сторона.
Ташкент на протяжении десятилетий известен своей подчёркнуто независимой позицией и поддержанием некоторой дистанции от Москвы. Страна вышла из ОДКБ, возглавляемого Россией военно-политического союза, ещё в 1999 году, и возвращаться туда не планирует. Об этом ещё в 2021 году, на фоне прихода талибов* (талибы, «Талибан» — террористическая организация, запрещена в России, — прим.ред.) к власти в Афганистане, заявил глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов. Он добавил, что каких-то новых договоров о безопасности напрямую с РФ узбекская сторона заключать тоже не намеревается. Благодаря своему географическому положению и достаточно устойчивой экономике Узбекистан имеет возможность не слишком оглядываться на мнение Москвы при формировании своей политики. Об этом говорит и курс на осуждение роли СССР в истории узбекской нации, вызвавший резкую реакцию в ряде СМИ, и подчёркнуто нейтральная позиция по СВО с опорой на нормы международного права, которой строго придерживается Ташкент, и, наконец, недавний отказ Узбекистана участвовать в тройственном газовом союзе, с идеей которого выступал президент РФ Владимир Путин.
Именно с этой страной, решительно отстаивающей свои права на независимую экономику и внешнюю политику, сейчас стремится наладить более тесные контакты Кыргызстан. Это происходит на фоне определённого охлаждения отношений с Россией. Наиболее ярко размолвка проявилась в октябре прошлого года, когда после очередного пограничного столкновения с Таджикистаном Садыр Жапаров не поехал в Россию на неформальный саммит лидеров стран СНГ, а Минобороны Кыргызстана без объяснения причин отменило учения ОДКБ «Нерушимое братство» на своей территории. Отдельные депутаты кыргызского парламента даже предлагали пересмотреть членство страны в ОДКБ, поскольку организация, по их убеждению, никак не помогает обеспечивать безопасность республики. О выходе из ОДКБ на высшем уровне, конечно, не говорят, но и назвать простыми отношения Москвы и Бишкека пока не получается. При этом экономически Кыргызстан всё ещё зависит от России. Как отмечал кыргызский политолог Марс Сариев, доходы от трудовых мигрантов и российские инвестиции играют очень значимую роль в экономике страны и сужают возможности для внешнеполитических манёвров Бишкека.
Именно поэтому Кыргызстан сейчас идёт на диверсификацию своих внешних связей. Причём налаживание контактов напрямую с США или Евросоюзом, что сулило бы стране бóльшие экономические выгоды, РФ может воспринять, как недружественный курс. Поэтому более безопасным на данный момент является налаживание контактов со своими более крупными и экономически устойчивыми соседями, такими как Узбекистан. Конечно, кыргызско-узбекское сближение является лишь частью более широкой картины интеграции в Центральной Азии. Эксперты отмечают, что на фоне противостояния РФ и Запада центральноазиатские республики стремятся не стать участниками или пассивными инструментами этого конфликта, для чего решено было активизировать сотрудничество внутри региона. Это стремление проиллюстрировал саммит стран Центральной Азии, прошедший летом 2022 года в Кыргызстане. На нём лидеры трёх из пяти стран-участниц, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подписали договор о дружбе и добрососедстве. Лидеры Туркменистана и Таджикистана взяли паузу для проведения внутренних процедур, но, возможно, присоединятся к договору в будущем.
Заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Елена Кузьмина отмечала, что, хотя в силу многих причин странам Центральной Азии непросто преодолевать взаимные противоречия, потенциал для расширения сотрудничества, в том числе экономического, есть. Но, как подчёркивает Кузьмина, экономика региона не сможет развиваться исключительно на внутренних ресурсах, без внешних инвестиций. Вопрос заключается лишь в том, чьи это будут инвестиции и, соответственно, чьё доминирующее влияние. И ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Главной внешней силой в ближайшее время, с наибольшей вероятностью, станет Китай. Эксперт Александр Храмчихин объясняет, что связи с Россией у республик Центральной Азии ослабевают по мере ухода всё дальше в прошлое советской эпохи совместного существования. А по экономическим и военно-политическим ресурсам Китай сейчас намного превосходит всех других крупных игроков в регионе. Таким образом, не стоит удивляться, что основные события, прежде так или иначе связанные с Россией и её ролью в региональных делах, в последнее время всё больше переключаются на сугубо местную повестку, как упомянутые выше активные кыргызско-узбекские переговоры, или на укрепление связей с альтернативными центрами силы, такими как Китай или Турция. Ведь сотрудничество с ними по крайней мере не грозит какими-нибудь вторичными санкциями и в перспективе может принести центральноазиатским странам немалую пользу в виде новых инвестиций, технологий и доступа местных товаров на мировые рынки, а также в виде, возможно, более успешного посредничества в региональных конфликтах. Например, Турция уже взялась за урегулирование затянувшегося кыргызско-таджикского противостояния
*«Талибан», талибы — террористическая организация, запрещенная в России.