Киноэксперт Исаев рассказал, что происходит сейчас в российских кинотеатрах
3693
Россияне стали чаще ходить кинотеатры, сообщил Фонд Кино. С 13 октября по 16 ноября около семи миллионов человек посмотрели картины. С мая число зрителей колебалось на отметке в пять миллионов. Закончилась ли депрессия в отрасли отечественного кинопроката, выяснил «Нос»
Краткосрочная передышка
Член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Роман Исаев рассказал, что зрителя вернули в залы крупные российские новинки. Однако он не ожидает постоянного увеличения потока.
«Зрителей действительно стало больше. Но это все равно в четыре раза меньше, чем в тот же период до пандемии и санкций. Чем больше будет качественных отечественных картин, тем больше будет и поток зрителей. На зарубежные фильмы мы пока не рассчитываем», — подтвердил Роман Исаев.
При этом большие премьеры появляются нечасто: российские киностудии пока не могут обеспечить постоянный выпуск крупнокалиберных фильмов. О чем и говорит низкий поток зрителей, который был летом.
Кроме картин отечественного производства показывают еще и зарубежное авторское кино, а дыры в расписании прокатчики пытаются перекрыть образовательными лекциями и трансляциями пьес.
Спасая рядовой кинотеатр
Universal, Warner Bros, Disney и другие крупные игроки киноиндустрии больше не допускают прокат своих фильмов в российских кинотеатрах. АВК сообщила, что из-за этого выручки упали на 60% в этом году, а также закрылись 166 площадок для показов. По их словам, ситуация в отрасли критическая и в ближайшие полгода они не смогут сохранить даже текущий капитал.
При этом данные Минкульта еще выше. По сообщению ведомства в этом году закрылись 277 кинотеатров. На поддержку отечественных картин в следующем году правительство выделит 11,6 млрд рублей. Однако Роман Исаев считает, что это не поможет вернуть массового зрителя к экрану.
«В этом году посещаемость упала в четыре раза. Это доказывает, что голливудские фильмы притягивали зрителей в кинотеатры. То российское среднее кино, которое было на экранах, как и независимое зарубежное кино, оно неинтересно зрителю в тех масштабах, которые удовлетворят киноиндустрию с точки зрения уровня посещаемости», — сказал Роман Исаев.
Кассы упали до 80%, и чтобы держаться на плаву, прокатчики организуют в залах киберспортивные турниры, трансляции театральных пьес или сдают помещения в аренду для проведения лекций или выставок. Однако владельцы кинотеатров попытаются вернуть Голливуд на экраны в судебном порядке, с помощью принудительного лицензирования. Соответствующий законопроект сейчас разрабатывает Госдума. Когда документ будет опубликован, то кинопрокатчики в индивидуальном порядке смогут добиваться у Голливуда разрешения на показ картин в своих залах.
«В основном зрителя интересуют блокбастеры, и только они смогут вернуть его в кинотеатры. Поэтому отечественная индустрия поддерживает принудительное лицензирование фильмов для нашего рынка. Это даст нашим кинотеатрам законное право показывать крупные зарубежные новинки на экранах России», — рассказал Роман Исаев.
Импорт параллельный риску
По информации ряда и источников, некоторые прокатчики идут на риск и якобы показывают картины без разрешения, используя, так называемый, параллельный импорт из стран ближнего зарубежья. Роман Исаев считает, что владельцы кинотеатров находятся в безвыходном положении и вынуждены так поступать.
«Кинотеатры ищут технические возможности для показа зарубежных новинок через несколько недель после их старта за рубежом. Это не вполне законная деятельность, но некоторые идут на риск и показывают такой контент. Ведь владельцы кинотеатров пытаются держаться на плаву, они обязаны платить зарплаты сотрудникам, рассчитываться с правообладателями российского контента», — подытожил Роман Исаев.
Зритель перестал посещать крупные площадки, однако спрос при этом не стал выше в частных кинозалах. Об этом сообщила владелец частного заведения «Home of Cinema» Ирина.
«Количество зрителей у нас не выросло и не упало, поэтому мы решили не устраивать кинопоказы по расписанию. У нас в основном отмечают дни рождения и другие праздники», — оценила ситуацию эскперт.
Театральные постановки, наоборот, зрители стали посещать чаще. Так этой осенью спрос стал выше на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.