Клинический психолог объяснил, почему в России укоренился феномен социального иждивенчества
1208
А также рассказал, когда это явление будет изжито
Тунеядец, нахлебник, лодырь, разгильдяй, трутень, дармоед… В «великом и могучем» есть множество синонимов понятия «социальный иждивенец», о котором рассказал клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский.
Рассматриваемый тип поведения как правило включает в себя крайнюю степень потребительства, эгоизм и пассивность к обязанностям. Такие люди считают, что им должны все, но они – никому.
По мнению психолога, тип социального иждивенца издревле складывался в нашем государстве ввиду особой иерархичной структуры российского общества. Патерналистская форма управления государством обычно подразумевает негласный общественный договор: граждане не вмешиваются в вопросы управления, получая за это определенный набор материальных благ. Декларируя на протяжении многих лет попечительскую заботу о людях, власть, похоже, сформировала некую общественную прослойку, представителям которой «все вокруг должны». Данный индивид перестаёт интересоваться проблемами политики, экономики, здравоохранения и образования, если получает блага бесплатно. У человека с таким мировоззрением атрофируется инициативность, желание чего-либо достигать своим трудом, и вместо слова «я» он начинает всё чаще использовать «мне».
Валерий Ивановский отметил, что такой тип поведения нередко проявляется и в межличностных отношениях. Стереотипное деление обязанностей по гендеру, ожидаемые льготы и достойная зарплата при желании работать как можно меньше являются примерами иждивенчества.
Как рассказал эксперт, особенности социально-исторического развития отразились и на отечественном предпринимательстве, в котором успешность чаще всего определяет не личная эффективность, а взаимоотношения с властью. Вдобавок, с точки зрения психолога, государство может быть не заинтересовано в развитии свободного бизнеса, ведь в результате частной инициативы появляются и новые люди – самодостаточные, вольнолюбивые, способные нарушить устоявшийся в государстве статус-кво.
Все эти факторы, по мнению Валерия Ивановского, и формируют тип социального иждивенца, который не стремится к саморазвитию. Люди с таким мировоззрением как правило воспринимают свою работу не как возможность самореализации, а лишь как временный источник средств для сносного существования.
Тем не менее, считает психолог, логика эволюционного развития неизбежно подтолкнет российское общество к формированию иного мировоззрения. Не исключено, что быстрый обмен информацией, изменения в других государствах могут стать мотиватором и рычагом изменений в России. Активные, осознанные люди по своей природе склонны менять жизнь к лучшему, ведь они понимают, что всё в их руках.
Тема социального иждивенчества поднимается не впервые. Еще в 2014 году об этом с «Российской газетой» беседовал и министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов. В частности, говорилось о том, что государство должно более продумано подходить к помощи трудоспособным малоимущим гражданам, мотивируя их обеспечивать себя самостоятельно.