Сетевое издание

Я ищу ...

«Не комфортен для проживания». Перестройка «ворот России в Азию» может занять десятилетия

5 Сентября 2021 21:32:43

6505

Владивосток называют «ворота России в Азию». Город раскинулся на живописных сопках на побережье Японского моря, на полуострове Муравьева-Амурского. В декабре 2018 года по распоряжению президента России Владимира Путина Владивосток стал столицей Дальневосточного федерального округа (ДФО). Новый статус города обострил вопрос с его перестройкой. Тем более Владивосток позиционируется как туристический центр, точка входа туристов на Дальний Восток

Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев не раз заявлял о необходимости перемен. В своем интервью «ГТРК Владивосток» он в очередной раз отметил, что для развития туризма город необходимо перестраивать. На вопрос о приоритетных переменах столицы ДФО ответили приморские эксперты.

Напомним, Юрий Трутнев, в преддверии Восточно-экономического форума (ВЭФ) дал интервью филиалу Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании в Приморском крае, в котором он, в частности, сказал (цитата): «Я много раз высказывал свою позицию о том, что Владивосток необходимо серьезно перестраивать. И сейчас могу только намекнуть в рамках интриги, что некоторые решения на эту тему на ВЭФе прозвучат. Это относится не только к Владивостоку, но и к другим дальневосточным городам. Безумно красивая природа, океан, сопки — всё здорово. Но вот в этот ландшафт город не вписан. Это первое. Во-вторых, Владивосток отсечен от океана железной дорогой. В-третьих, по улицам часто трудно проехать. Ну и четвёртое – в столице ДФО какие-то совершенно безумные цены на жильё. Мы будем заниматься Владивостоком. Повторюсь, некоторые важные решения, надеюсь, прозвучат прямо на Восточном экономическом форуме. Но главное, нужно сделать Владивосток прежде всего удобным для людей, для самих жителей. И когда город станет удобным для владивостокцев, то и туристы поедут с большим удовольствием».

Директор группы компаний «Метры» Владимир Закурко высказал свою точку зрения по поводу благоустройства города:

«Безусловно, геополитическое положение Владивостока уникально и крайне выгодно для РФ. В Южной Корее есть правило «Хочешь побывать в Европе, слетай во Владивосток». Напомню, что до закрытия границ наш город был в фокусе пристального внимания туристов из соседних азиатских стран. Зачастую в центре города сложно было найти в толпе человека европейской внешности», — говорит эксперт.

В 2019 году Владивосток посетило более 1 млн иностранцев, почти в два раза больше, чем местных жителей. Практически все гости — туристы из Китая и Южной Кореи. Город просто «кипел», открывалась масса заведений специально для иностранных туристов. 

«По роду своей деятельности могу подтвердить, что количество китайско-корейских инвесторов было обильным. Так мы и должны развивать это направление, чтобы город становился не только популярным туристическим направлением, но еще и экономическим центром и транспортным хабом», — уверен Закурко.

Прежде чем делать город привлекательным для туристов, по мнению директора ГК «Метры», необходимо сделать его комфортным для людей.

«Выскажусь как коренной житель города: я не буду говорить, что дороги должны быть ровными, тротуары целыми, а косогоры чистыми, это априори. Хотя, чтобы быть привлекательным туристам и комфортным для жителей и манящим для переезда молодежи, город, безусловно, должен быть «вылизан». Давайте введем большие штрафы за брошенный мусор, в том числе за окурки из окон машин. Это поможет? Если говорить о более глобальных аспектах, мне кажется, самые острые моменты, которые могут изменить качественно наш любимый город, это, во-первых, большая бесплатная или очень доступная парковка в центре города. Вопрос к юристам. Уверен, что подводных камней масса, но скорее всего они решаемы. Например, поднять центральную площадь на этаж и в нижнем этаже спрятать огромную парковку. Парковки на 40 — 80 машиномест не выход из ситуации.

Во-вторых, современный комфортный грамотно настроенный общественный транспорт. Запустить монорельс по всему городу, чтобы избавиться от обилия автобусов, но сделать это грамотно, не закрывать фасады зданий. Например, в Бангкоке вид города сильно закрыт наземным метро, а в Порту очень даже эстетично построено. Рельеф нашего города это позволяет сделать, например над рекой Вторая или от центра до Луговой вдоль моря. Вполне реально закольцевать ключевые районы города, даже несколько колец возможно.

Если идти еще дальше, то было бы выгодно городу запустить скоростные поезда в Находку, Уссурийск, Славянку и далее на Краскино.

В-третьих, необходимо продублировать направления с высоким трафиком и постоянными пробками. Пустить автобан с пригорода на Эгершельд. Опять же, чтобы не закрывать вид на море. Запустить третью полосу по Бородинской для помощи Русской. Уверен, что есть грамотные решения, разработанные специалистами. Если соединить Эгершельд и Чуркин, это реально разгрузит самый романтичный район города.

И очень важно доступное жилье: это, наверное, самый сложный вопрос. Прежде всего, должны быть комфортные условия для проживания и доступная хорошо оплачиваемая работа, чтобы молодежь хотела к нам переехать. Романтика и способность Владивостока влюблять в себя — здорово, но должен быть еще и мощный материальный фундамент. Запустить ДВ-ипотеку на вторичное жилье и разработать некую субсидию для первоначального взноса для молодежи.

Наш город на самом деле очень уникален. Хоть современная его история достаточно нова, тем не менее, весьма насыщена. Вспомнить начало 20-го века, когда в городе была масса интернациональных предпринимателей, которые строили первый каменный Владивосток. Микрорайон «Миллионка» — это один сплошной памятник, даже с деревянными сарайчиками и надстройками, пристройками. У меня наша «Миллионка» ассоциируется с Чайна-тауном Сингапура, где хочется гулять без остановки, мы можем ее качественно преобразить».

На окраинах города и в ближнем пригороде есть городища империи Бохай и Джурдженей. Закурко уверен, что можно грамотно организовать раскопки, реставрацию и наладить поток туристов, монетизируя данные локации.

Бухта Стеклянуха — один из уникальнейших пляжей мирового рейтинга. Эту локацию, как подчеркнул предприниматель, тоже можно окультурить и обезопасить, поставить пост охраны, следить, чтобы не вывозились пакетами стекла. Вход сделать платным, поставить лотки с сувенирной продукцией и т. д. Упомянул он о преобразовании и других достопримечательностей Владивостока: «Форты, которые строились на сумасшедшем энтузиазме военных, до сих пор не представляю, как на Русский доставляли цемент и зимой строили эти колоссальные сооружения. В нашем городе любой гость точно найдет себе интерес, ради которого стоит к нам прилететь. Уникальный фасад города — море, окружающее его со всех трех сторон. Уже даже не говорю про морские заповедники. Ведь возможно сделать экскурсионные морские маршруты по двум заливам. Вдоль моря обеспечить инфраструктуру. Строить новые деловые и научные центры, детские развлекательные комплексы и т. д.

Мост на Песчаный — глобальный, но экономически выгодный проект. Сразу как риелтор оговорюсь, что, развивая восточную материковую часть города, мы можем получить огромный пул дешевых земельных участков. При грамотной реализации транспортной сети на таможенный переход Краскино можно сделать Славянку районом города. Посмотрите сколько земель, рельеф и климат как во Владивостоке, реально же построить там социальное жилье и вынести некоторые госструктуры. До сих пор не понимаю, почему столько много разного рода муниципальных и федеральных ведомств расположено в самом центре города. Часть из них реально перенести на периферию, а освободившуюся недвижимость в центре города выгодно для бюджета сдавать.

То, что транспортная магистраль Владивосток — Краскино через Славянку увеличит товарооборот и деловую активность с Китаем — это логично. Теперь самое главное: как житель города я возлагаю большие надежды на нашего нового мэра, он создает впечатление прогрессивного патриота, надеюсь, я не ошибаюсь».

В законодательстве региона много сложностей с получением разрешения на строительство. Владимир Закурко подчеркивает, что он не сторонник точечной застройки, но уверен, что ее можно оптимизировать. 

«Согласитесь, что гораздо красивее и практичнее смотреть на город с современными домами, нежели на голые неухоженные пустыри. Здесь руководству необходимо защищать интересы застройщиков, но, чтобы строительство домов не было в ущерб архитектуре города. Посмотрите на проспект красоты со стороны ТРЦ «Калина-Молл» — пустырь. Город словно с проплешиной. Я вижу это так: брать с каждого города свои фишечки и строить наш уникальный микс. Где-то скомпоновать высотки как на острове Гонконг (Фастовская). Сингапур — отличный пример для подражания, хотя и климат совершенно разный, но и здесь у нас есть преимущество. Посмотреть в сторону Токио, тоже можно взять массу идей. При грамотном менеджменте и правильных инвестициях мы можем жить в лучшем городе, не уезжая из Владивостока», — поясняет эксперт.

Директор агентства недвижимости «Городской риелторский центр» Сергей Косиков во многом согласен с коллегой: «Владивосток сегодня не совсем комфортен для проживания. Вопрос его перестройки давно назрел. И его нужно сделать удобным для жителей и привлекательным для туристов. Но я также уверен, что не существует одного простого решения. Просто вливание денег в большие грандиозные федеральные проекты ничего не изменят. Нужна постепенная планомерная работа и краевых, и городских властей. Иначе мы еще много лет будем жить фактически на стройке, с тем чтобы возможно следующие поколения получили комфортную среду.

Все вокруг меняется очень быстро. Новые технологии, новые поколения, новые потребности. За последнее десятилетие урбанистика как наука сделала огромный шаг вперед. И есть понятные правила построения городов и простые понятные шаги. Уже не первый год эксперты предлагают решения, чтобы город стал лучше. Например, вынести из центра города административную составляющую. Создать единую систему управления архитектурным обликом и правилами застройки. Можно реально регулировать плотность населения в каждом районе, что даст возможность обеспечить людей качественной и недорогой инфраструктурой. Сделать, наконец, единую прогулочную береговую линию по всему городу. Вообще, между точками, где люди живут, работают и проводят досуг должны быть небольшие расстояния, либо шаговая доступность. 

Все понимают, что общественные пространства городу просто необходимы. И это не только скверы, но и площади, библиотеки — что угодно, где люди могут коммуницировать. Наряду с этим, городу нужны и полноценные парковые зоны. Одного Ботанического сада – достаточно.

Общественный транспорт должен составить конкуренцию личному автомобилю. И за каждым словом — нет простого однозначного решения. Это комплекс мер для ежедневного обновления города. В общем, город должен быть многофункциональным. Чтобы в нем было одинаково удобно и работать, и отдыхать».

Председатель совета Ассоциации застройщиков Владивостокской городской агломерации Владимир Исаков уверен: без решения материального вопроса, перестройка города может занять больше десяти лет: «Владивосток уникален своим территориальным расположением. Этот «зеленый» город, однако, практически лишенный комфортных общественных пространств. Здесь очень много промышленных зон, пустырей, которыми необходимо заниматься. Но это нужны серьезные деньги. Действующая редакция закона о реновации не позволяет застройщикам отработать данный вопрос.

В первую очередь, необходимо реиновировать центральную часть города и прилегающие кварталы. Чтобы привести Владивосток в порядок в тех условиях, которые сегодня существуют, потребуется пара десятилетий. Необходим специальный закон по развитию Владивостока и отдельное финансирование на социально-общественную инфраструктуру». 

Автор: Анна Мацовская

Теги: Владивосток | благоустройство | перестройка | Японское море |

Социальные сети