Сетевое издание

Я ищу ...

Новые правила вывода бизнеса из России призваны серьезно усложнить этот процесс

Новые правила вывода бизнеса из России призваны серьезно усложнить этот процесс
Фото: Нос

14 Июля 2023 19:54:09

2764

Как стало известно накануне, российские власти сформировали новый перечень требований, которые надо выполнить иностранцам для выхода из бизнеса в России. Эксперты считают, что новые правила призваны усложнить иностранцам процесс ухода

Российские власти сформировали новый перечень требований, которые надо выполнить иностранцам для выхода из бизнеса в России, сообщили «Ведомости». В этом списке — десять пунктов, новые правила призваны усложнить иностранцам процесс ухода из РФ. Как уточняет издание, эти пункты перечислены в решении правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, принятом 7 июля. Часть правил уже действует, но есть и новые, которые пока не применялись.

Среди них значатся такие: например, покупатель активов не должен заключать с продавцом опцион обратного выкупа на срок более двух лет. Если же такое соглашение подписано, то бывший владелец должен заплатить за возврат ему бизнеса полную рыночную цену. Причем оценивать будут, в том числе упущенную экономическую выгоду для действующего собственника. Кроме того, покупатель будет обязан разместить на организованных торгах до 20% акций ПАО, которое он приобретает. При этом начать процедуру выхода на биржу нужно в течение года после сделки, а завершить этот процесс — в течение трех лет.

По словам аналитиков рынка, власти РФ считают, что проводить листинг сравнительно мелких компаний не имеет смысла, поэтому в документе подразумевались исключительно крупные компании и концерны. А все оставшиеся требования уже так или иначе действовали при одобрении властями сделок. В Минфине РФ подтвердили, что комиссия утвердила подходы, которые будут учитывать при согласовании продажи иностранцами российского бизнеса, но подробностей не привели.

Как сообщил в ходе Международного экономического форума президент РФ Владимир Путин, Россия «никогда не выгоняла никого со своего рынка, иностранному бизнесу предлагалось взвесить за и против, у каждого было право выбора». Однако, как отметил лидер РФ, десятки ушедших из России иностранных брэндов не смогли устоять под мощным давлением своих элит. Впрочем, по словам президента, заместить многие западные марки удалось очень быстро, и теперь прибыль идет российским компаниям.

Владимир Путин подчеркнул, что власти РФ будут поддерживать новых российских собственников бывших зарубежных компаний в стране: «Те, кто у нас остался, работает и собирается работать — мы их считаем тоже отечественными производителями. Только за прошлый, 2022-й год, российские производители подали более 90 тыс. заявок на регистрацию отечественных брендов».

При этом, отечественный бизнес все чаще просит не пускать ушедшие иностранные компании назад, указал президент.

«Россия не боится конкуренции с иностранными компаниями, но при их возвращении на свой рынок обязательно учтет особенности их поведения в 2022-м. Под многими иностранными брендами в РФ теперь предлагают продукцию, которая производится в России, а ее выпуск не прекратится и после ухода иностранцев», — заключил глава государства.

Экономист Никита Кричевский считает, что те компании, которые в 2022-м ушли с отечественного рынка, власти все равно пустят обратно.

«На мой взгляд, эти правила введены с единственной целью — для того, чтобы крупные иностранные компании оставались в России. Сделано это весьма аккуратно, но сами по себе требования вряд ли выполнимы. Во-первых, это призвано отвлечь иностранцев от безвозвратных потерь своих долей рынков. Во-вторых, потенциальные покупатели иностранных компаний, подсчитав, что им предстоит в будущем, поймут — такие операции, как выведение 20% акций своих новых активов на рынок, им не особо интересны. Например, сегодня у них в собственности — контрольный пакет акций иностранной компании, а завтра, после продажи акций — только блокирующий. Зачем им это все надо?» — отметил эксперт.

По его словам, отечественные инвесторы покупают иностранные активы «с потрохами», а обязательный вывод их части на рынок заставит их делиться.

«Ну хорошо, если они покупают 71% акций у иностранцев, а если там — 50% плюс одна акция? То есть, по факту они покупают не половину собственности у иностранцев, а только 30%. В любом случае, эти правила введены для того, чтобы иностранцы не уходили с российского рынка», — полагает экономист.

Кричевский напомнил — согласно данным иностранных исследователей, из 1284-х иностранных компаний, работавших в России до февраля 2022 года, на нашем рынке сейчас осталось более 1140.

«Да, какие-то громкие имена действительно ушли с нашего рынка. Но, чаще всего это даже не компании, а отдельные бренды, например, автопроизводители, на которые все обращают внимание. Понятно, что абсолютное большинство из них были вынуждены это сделать, закрыв свои заводы в РФ, и продав их за определенные суммы с большим дисконтом. При этом многие из них оставляли за собой право обратного выкупа этих предприятий. А другие компании, которые не были представлены в РФ столь широко, переоформили предприятия на российских «дочек», назвав их как-то по-другому. И эти, более разумные компании, по-прежнему продолжают «качать деньги» с российского рынка, — сказал Никита Кричевский…— В конце концов, у нас — открытая экономика, несмотря на все санкции и ограничения, введенные Западом. Поэтому те, кто по-прежнему желает работать на российском рынке, всегда могут вернуться. Причем без разницы — представляют ли они дружественные или недружественные РФ страны, всем будет сказано: «Приходите и работайте, только соблюдайте правила». Да, наверняка у них будут проблемы с выводом прибыли из страны, точнее, с ее конвертацией в валюту недружественных стран. Но эту проблему им предстоит решать самостоятельно, со своими правительствами».

Напомним, по оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), на начало сентября 2022 года 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, 15% решили покинуть ее через передачу новому собственнику российского подразделения, а еще 7% заявили о полном уходе с рынка без продажи бизнеса. Их потери составили от 200 до 240 млрд долларов, причем наибольшие убытки понесли американские и британские компании.

Теги: Россия | бизнес | требования |

Социальные сети