Сетевое издание

Я ищу ...

Бежит вагон, качается: откуда взялся «лишний» железнодорожный транспорт

Бежит вагон, качается: откуда взялся «лишний» железнодорожный транспорт
Фото: Нос

28 Июля 2025 19:07:57

66

С советских времен в нашей жизни распространилось понятие дефицита как в бытовом, потребительском смысле (когда-то актуальные нехватка колбасы или туалетной бумаги), так и в более глобальном — общегосударственном (в последние годы отсутствие, к примеру, отечественных компьютеров и другие проблемы импортозамещения и т.д.). Но параллельно с этим в стране возникла и другая, противоположная проблема — кое-что, в России, наоборот, выпускают так много, что, говоря по-простому, не знают, куда это девать. Причем это не низкопробный ширпотреб, а вполне высокотехнологичная продукция — железнодорожный подвижной состав

Еще 10 лет назад железнодорожники сетовали на избыток вагонов на путях. СМИ с ссылкой на отчет РЖД писали, что профицит парка вагонов на сети не просто мешал, но и увеличил расходы монополии в 2014 году на 14 млрд руб.

В конце 2024 года «Ъ» со ссылкой на совещание в Минтрансе рассказывал, что РЖД перестали принимать на сеть новые грузовые вагоны с вагоностроительных заводов. И на заводах этого профиля скопилось более 2,5 тыс. новых вагонов, которые не могут уехать к заказчикам, потому что монополия не принимает их на сеть. На некоторых предприятиях продукция стоит в несколько ярусов, на некоторых ее уже разбирают. 

По последним данным Союза «Объединение вагоностроителей», в первом полугодии 2025 года при общем спаде производства грузовых вагонов по некоторым позициям продолжается рост. В целом выпуск вагонов составил 30,1 тыс. единиц, что означает снижение на 15%. Увеличивается производство в сегменте полувагонов, нефтебензиновых цистерн и фитинговых платформ. Полувагоны, которых относятся к наиболее массовым типами выпускаемых вагонов, стали производить на 7% больше. Цистерн почти в 1,5 раза больше — на 43%. Данный сегмент растет за счет нефтебензиновых цистерн, при наблюдаемом падении в других сегментах. В третьем, самом массовом сегменте вагонного подвижного состава, — платформах зафиксировано падение на 14%.

Вагонов, по некоторым оценкам, выпускают больше, чем нужно. В начале текущего года замгендиректора РЖД — начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков сообщал, что транспортники пытаются уменьшить избыток вагонного парка на стальных магистралях. По его данным, разница между производством и списанием вагонов в 2024 году составила в прошлом году более 50 тыс. единиц (тогда произвели 73,5 тыс. вагонов). 

«70 тыс. — это те цифры, которые в конце прошлого года нам заявляли вагоностроительные заводы [плановый объем выпуска грузовых вагонов в 2025 году], при этом, если рассматривать количество выбывающих вагонов по сроку службы, это 27 тыс. вагонов. То есть разница получается порядка 45 тыс. вагонов, которые плюсом появится на путях общего пользования», — рассказывал топ-менеджер.

В профильных СМИ писали, что «РЖД» получили двойку по математике», поскольку участники рынка раскритиковали методы расчёта лишних вагонов от транспортников.

Аналитики железнодорожной отрасли основным вызовом для производства грузовых вагонов сегодня считают «значительное превышение производственных мощностей над спросом на продукцию и заметный профицит подвижного состава на сети «РЖД», что снижает потребность в обновлении парка». Генеральный директор научно-производственной корпорации «Объединённая вагонная компания» Ирина Ольховской сообщила, что сегодня из-за ограничений пропускной способности отставлены от движения 184 тыс. вагонов – около 15% от более чем 1 млн 209 тыс. единиц рабочего парка. По имеющимся оценкам, невостребованные в перевозках вагоны занимают более 2,5 тыс. км путей и уже в таком виде ограничивают возможности перевозчика.

Суммарные мощности вагоностроительных заводов России сегодня составляют 90,9 тыс. единиц в год. С 2027-го, когда будет завершён ряд начатых ранее проектов, они вырастут до 98,4 тыс.

При этом в 2025 году ожидается выпуск менее 60 тыс. единиц подвижного состава, а в 2026, 2027, 2028 годах – около 27 тыс. ежегодно. Почти весь этот объём рассчитан из необходимости выпуска под количество списанных вагонов, то есть отслуживших свой срок. Максимальное количество списаний ожидается в 2032–2035 годах. Но и тогда, при сохранении нынешних возможностей инфраструктуры, спрос не покроет производственный дефицит. Аналитики считают, что в этой ситуации особое внимание надо уделить реализации планов модернизации железнодорожной инфраструктуры.

«Перспективы вагоностроительной отрасли зависят от исполнения ОАО «РЖД» программ развития пропускной способности и модернизации инфраструктуры Восточного полигона, подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-­Запада, переходов на границах с дружественными странами», — уточнила Ольховская.

По оценке «РИА Рейтинг», в железнодорожном машиностроении зафиксирована негативная статистика. Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава снизилось в первом квартале на 7,6%. В том числе выпуск локомотивной техники упал в штучном выражении на 10%. Основная причина спада – снижение инвестиционной активности ОАО «РЖД». По данным Росстата, инвестиции в железнодорожные пассажирские перевозки снизились в первом квартале на 47,3% до 30,1 млрд руб., в грузовые перевозки – на 11,4% до 86,0 млрд руб. При этом избыток грузовых вагонов на сети РЖД составляет почти 300 тыс.

Ранее издание «Нос» сообщало о сложной ситуации в целом в гражданском машиностроении. Из-за высокой ключевой ставки Центробанка предприниматели подчас предпочитают хранить средства на банковских депозитах вместо инвестиций в развитие производства.

Автор: Борис Куркин

Теги: РЖД | ж/д транспорт |

Социальные сети