Почему люди выключают телевизор
2663
Доверие к ТВ снижается последние 10 лет, считают эксперты
Фраза из советского фильма «Москва слеза не верит» «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение» спустя 40 лет получила, можно сказать, новое прочтение. Прогноз относительно кинематографа, учитывая отсутствие в нашей стране западных премьер и вызванные, в связи с этим, ожидания закрытия части кинотеатров, может оправдаться. Однако и российское телевидение стало резко терять позиции, уступая интернету. Доля россиян, которые доверяют телевидению больше, чем другим источникам информации, снизилась с 33% до 23% , а доверие к соцсетям, блогам и Telegram-каналам чуть выросло: доля тех, кто выбирает эти источники информации, напротив, увеличилась с 19% до 23%,— с такими выводами выступила международная рекламная компания Group M «Accelerate research», изучившая восприятие медийной продукции в России за март и апрель текущего года.
«Пропагандой можно перекормить. Однообразие, явная ангажированность, максимум эмоций при ограниченности информации, фигуры умолчания заставляют людей искать более сбалансированные и взвешенные источники информации. И ищут они их в интернете. Однако лоялисты в большинстве и среди телеаудитории, и среди пользователей интернета. В условиях спецоперации поиск новых взвешенных и сбалансированных форматов для телевидения вряд ли возможен. Тут рулит и будет рулить дальше агрессивная пропаганда и турбо-патриотизм. Дойти до полного трэша легко, избавиться сложно», — такой комментарий руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева результатов исследования о том, что доверие россиян к телевидению снизилось, опубликовал близкий к Кремлю Telegram-канал НЕЗЫГАРЬ.
Представитель OMD OM Group по исследованиям и стратегии Ирина Едемская считает, что интерес россиян к жанру новостей упал, потому что люди «адаптировались к ситуации». На телевидении сейчас существует «единственно возможная точка зрения на события, причем обеспечивая дозированную информацию и не всегда оперативно», вследствие чего аудитория обращается за конкретикой к интернету.
Политолог, сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Александр Сперкач считает, что «из российских СМИ именно телевидение в наибольшей степени и наиболее прямо обслуживает официальную провластную повестку. Подобной повестке в обязательном порядке присущ базовый посыл оптимизма в оценке ситуации в стране и мире. Обыватель и сам с готовностью воспринимает именно такой оптимистический подход, но с тем условием, чтобы реальность уж слишком явно не противоречила телевизионной картинке. Увы, лавинообразный рост цен, с которым он сталкивается с прошлого года, слишком очевидно и безальтернативно подрывает его благосостояние. Так или иначе, любовь обывателя к официальным источникам информации очень серьезно зависит от цен на продукты, стройматериалы, медикаменты, автомобили…».
Впрочем, некоторые находят в исследовании слабые места. Так, директор Института современных медиа Кирилл Танаев указывает на узость аудитории: в опросе приняли участие респонденты только в городах России с населением больше 100 тысяч человек. Таким образом, речь в исследовании идет о горожанах в крупных населенных пунктах. Таких у нас в стране порядка 49% населения. Кроме того, в исследовании отсечены горожане старше 60 лет. Это важный фактор, потому что именно у возрастных групп старше 60, в которых, к тому же доминируют женщины, отмечаются повышенные телесмотрение и уровень доверия к ТВ.
По его словам, медиапотребление россиян старшего возраста и медиапотребление жителей малых городов и сел существенно отличаются от медийных привычек людей, представленных в этом исследовании.
То, что снижается внимание к телевидению со стороны городских жителей молодых и средних возрастов, давно уже не новость. «Март, после начала спецоперации, был месяцем аномального роста интереса к информации, роста всех показателей по информационному вещанию и одновременно уровня отношения к ТВ как к «надежному источнику информации». Затем, по мере развития ситуации, внимание к новостям стало снижаться», —указывает эксперт.
Социологи отмечают, что уровень доверия к телевидению и использование его в качестве основного источника новостей снижается на протяжении последних 10 лет. Дело в том, что новости в телевизионном формате запаздывают по сравнению с интернет-ресурсами.
Если бы киноленту «Москва слезам не верит» сейчас переснимали, знаменитую фразу, наверное, можно было изложить так: «Скоро ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни ТВ, ни книг — один сплошной интернет».