Прилетят ли новые самолеты Boeing в аэропорт Мурманска?

991
Про дальние, отличающиеся суровым климатом уголки России, принято говорить, что «в этот край таёжный только самолётом можно долететь». Ближайшим к столице таким уголком можно назвать Мурманскую область. Хотя железнодорожное сообщение с регионом есть (от Москвы до Мурманска поезд идет 1,5 суток), предпочтительным считается авиатранспорт. Но местный аэропорт на днях «засветился» не очень удачно
По информации АТОР, аэропорт в Мурманске занял третье место в рейтинге самых сложных аэропортов страны. Как указано в обзоре, «пилоты все же отмечают особенно сильные ветра в районе аэродрома – из-за них самолет может сносить». Хотя рейсов сюда немного — прямое авиасообщение связывает заполярную воздушную гавань лишь с несколькими крупными российскими аэропортами. Недовольны аэропортом и пассажиры, которые «жалуются на тесноту, неудобные санитарные комнаты и некомфортные условия для ожидания багажа».
Правда, нельзя сказать, что все остальные участники рейтинга — аэропорты в тех местах, которые не отличаются большим турпотоком. На первом месте списка — популярные Сочи (Адлер), где сложность объясняется рельефом: самолеты там заходят на посадку и взлетают только с одного курса — со стороны моря, поэтому аэропорт довольно часто закрывают по метеоусловиям: если с моря сесть невозможно, то больше просто неоткуда. На втором месте — аэропорт Иркутска. Его не любят авиаторы из-за плотной и близко расположенной жилой застройки, поэтому необходимо достаточно резкое снижение. Кроме того, близость реки Ангара обусловливает частые и сильные туманы. Следом за Мурманском в рейтинге — преимущественно далекие регионы: Чита, Петропавловск-Камчатский, Абакан, Волгоград.
Что касается северных территорий, то, пожалуй, крупнейшей воздушной гаванью на своей широте остается тот же аэропорт Мурманска, обслуживающий почти 1,5 млн пассажиров в год. Авиаузел расположен за Полярным кругом.
Около двух лет назад, в марте 2023 года, губернатор Андрей Чибис рассказал о планах по строительству нового терминала аэропорта Мурманска, указав на то, что объект должен быть готов к 2025 году. Чиновник признал, что быстро его закончить не получится, потому что это огромное мощное сооружение, сложное в постройке.
В январе текущего года Чибис, как сообщило региональное правительство, вместе с инвестором — генеральным директором ООО «Новапорт Холдинг» Евгением Янкилевичем — посетил строительную площадку нового аэровокзального комплекса. Объявлено, что в 2024 году тут завершено устройство фундамента и кровли и монтаж металлоконструкций. Окончание строительства терминала запланировано на конец 2025 года. В частности, там обещают два телескопических трапа. Параллельно ведутся работы по реконструкции аэропортового комплекса, включающие расширение перрона, строительство новых объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
«Долго работали с правительством России для того, чтобы этот проект состоялся. Поэтому с учётом нашего пассажиропотока и климата, очевидно совершенно, что северянам и гостям региона пришло время вылетать и прилетать в такой современный аэровокзальный комплекс. Темпы работ радуют. Очень рассчитываю, что в этом году, с учетом всех обсуждений, объект заработает», — отметил Чибис.
Однако спустя месяц, по крайней мере с частью строительных работ возникла проблема. РБК со ссылкой на единый портал госзакупок сообщил, что ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» решила отказаться от исполнения контракта по реконструкции аэропортового комплекса Мурманска. Это объясняют плохим исполнением работ: «Подрядчиком не исполнены обязательства в срок, установленный контрактом. По состоянию на дату направления настоящего решения строительная готовность объекта составляет 5% от общего объема обязательств. Кроме того, подрядчиком не устранено 46 предписаний отдела строительного контроля управления по строительству и реконструкции объектов гражданской авиации».
Так совпало, что коллизии вокруг аэропорта разворачиваются на фоне циркулирумых в СМИ слухов о том, что американская корпорация, один из крупнейших в мире производителей авиационной, космической и военной техники Boeing может вернуться на российский рынок. Речь может идти о разрешении с ее стороны российским авиакомпаниям на закупку комплектующих и самолеты — сначала у других перевозчиков, а потом и через прямые поставки. Как утверждается, в обмен американская компания снова получит доступ к поставкам российского титана. Лизингодатели якобы уже даже начали переговоры с авиакомпаниями по поводу приобретения американских самолетов. Правда, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков позже уточнил, что Кремль информацией о возможном возвращении Boeing не располагает. Так или иначе, можно предположить, что аэропортовой отрасли в регионах России надо, что называется, быть готовой к таким поворотам в развитии авиаотрасли.