Сетевое издание

Я ищу ...

Рестораны или успокоительное: как россияне переживают частичную мобилизацию

Рестораны или успокоительное: как россияне переживают частичную мобилизацию
Фото: Нос

29 Сентября 2022 12:26:47

3194

Мнения Москвы и Санкт-Петербурга по этому поводу разделились (но не до конца)

Издание «Нос» поговорила с рестораторами обеих столиц, а также изучила любопытную аналитику из смежной области.

Желание выпить у россиян никогда не снижалось, а вот поток посетителей ресторанов в последнее время снизился, сказал в беседе с журналистом издания питерский ресторатор Леонид Гарбар.

«Ситуация следующая: из общего контингента посетителей мы потеряли две категории. Это ребята, которые ушли по призыву — и те, которые уехали за границу. Те, у кого были деньги, было на что уезжать и, соответственно, было на что ходить в рестораны. Эта категория более платежеспособна. Потеря завсегдатаев, привыкших к определённому образу жизни, в городах ощутима», — рассказал Леонид Гарбар.

В конце февраля тоже был месячный спад посещаемости ресторанов, потом ситуация выровнялась, напомнил предприниматель.

«Сейчас у людей шок, им пока, как говорится, не до того. Кто-то думает, как проводить близких на призыв, кто-то думает, как уехать. Хотелось бы, чтобы это закончилось побыстрей», — отметил собеседник издания «Нос».

После объявления частичной мобилизации в некоторых ресторанах Санкт-Петербурга, в доступных местах, где, например, работники IT-сферы могли тратить деньги и периодически заглядывать в бар — посещаемость могла снижаться до 50%, добавил Леонид Гарбар.

Насколько необходимо людям даже — или особенно — в такое непростое время посещение ресторанов и баров?

«Стресс у русского человека ничто лучше водки не снимает. Хотя сейчас молодёжь у нас не особенно пьющая и больше предпочитает вино. Но тут ещё играет роль сам образ жизни, предполагающий посещение баров, — отметил ресторатор. — Где та грань, за которой людям уже не до этого?»

П словам московского ресторатора Макса Беляева, снижение посещаемости ресторанов в сентябре 2022 года носит сезонный характер: «Почему вы решили, что она снизилась? Люди болеют простудными заболеваниями. Слава Богу, не ковидом. Многие ещё не вернулись с отдыха. Исторически сентябрь — не особенно посещаемый месяц для ресторанов».

«Я не перестану повторять, что рестораны — это не то место, куда мы ходим поесть, едим мы дома или в столовой, — говорит собеседник издания. — Ресторан — это место, где мы проводим время, где важны атмосфера, эмоции, место, куда люди приходят пообщаться за столом. Чем больше мы будет провоцировать людей на это общение, тем будет лучше, в том числе, и для безопасности государства»

В ресторане или баре переживать беды, в любом случае, лучше и правильней, чем сидеть дома и копаться в интернете, считает Макс Беляев.

«Вспомните, у нас никогда раньше не было пандемии. Привыкли, пережили. У большинства людей точно так же не было в жизни СВО, частичной мобилизации. Для кого-то это сейчас неприемлемо. Не справившись с эмоциями, некоторые люди принимают неправильные решения», — добавил ресторатор.

Может быть, снижение посещаемости ресторанов, вызванное, в том числе, экономической ситуацией, в меньшей степени коснулось Москвы?

«Это всех коснулось. А в более бедных регионах и рестораны более дешёвые — говорит Макс Беляев. — Рестораторами был проделана колоссальнейшая работа по оптимизации закупок, чтобы не поднимались цены. В ряде регионов стоимость продукции в некоторых ресторанах были снижены. В Москве многие заведения подняли цены, но я знаю такие, в которых они остались на прежнем уровне. Что в столице, что в регионах есть места на любой кошелёк».

Стресс, переживаемый на фоне частичной мобилизации, не повлиял существенно на посещаемость ресторанов, считает Макс Беляев.

«Возможно, часть публики, посещавшая рестораны, уехала из страны», — сказал московский ресторатор.

Наверно, посидеть с друзьями в ресторане — хороший способ расслабиться. Есть и другие способы — например, успокоительное.

Согласно данным аналитики DSM Group, которыми компания поделилась с  изданием «Нос», потребление снотворных и седативных лекарств в России с 1 по 37 неделю 2022 года выросло по сравнению с показателями аналогичного периода 2021 года, на 22%. Правда, это в денежном выражении — по объёму упаковок, потребление этих лекарств снизилось на 4%.

При этом, по данным DSM Group, численность населения России с 2020 года снизилась на 1,2 млн человек. По прогнозам Минпромторга, в 2022 году оборот розничной торговли снизится на 9 процентов, но в последующие годы вероятен рост.

Автор: Николай Васильев

Теги: рестораны | успокоительное | частичная мобилизация |

Социальные сети