С каждым днём восстановить «Северный поток» становится всё сложнее. Будет ли Россия этим заниматься?
1717
Госдума запросила у «Газпрома» данные об экономическом и экологическом ущербе, нанесённом в результате подрыва трёх ниток газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2»
Об этом сообщил глава комитета ГД по энергетике Павел Завальный. Письмо с этим запросом было направлено в концерн ещё в прошедший четверг, а сегодня Завальный пояснил, зачем нужна эта информация. Парламентарий отметил, что конкретные данные об ущербе нужны потому, что до сих пор неясно, покроет ли убытки «Газпрома» страховка этих трубопроводов. Кроме того, в результате ЧП из труб вышло свыше миллиарда кубометров природного газа, попавшего в окружающую среду. В частности, столь масштабная утечка метана может привести к дополнительным повреждениям озонового слоя атмосферы.
В целом внимание парламента к проблемам и финансовому состоянию стратегической компании энергетического комплекса понятно и ожидаемо. Однако Завальный упомянул и возможное восстановление повреждённых трубопроводов. Он пояснил, что с течением времени восстановить целостность труб будет всё сложнее, так как морская вода попала внутрь газопровода, а внутренние поверхности труб не защищены достаточно стойким антикоррозионным покрытием и не рассчитаны на воздействие столь агрессивной среды.
Оператор «Северных потоков» компания Nord Stream AG ранее констатировала, что повреждения очень серьёзные, и прогнозировать сроки восстановления газопровода невозможно. Однако тот же депутат Завальный ранее говорил, что ремонт возможно осуществить за полгода-год. Он отмечал, что наиболее простым из доступных способов является подъём повреждённого участка труб на поверхность моря для их последующего ремонта. Восстановительные работы непосредственно под водой длились бы больше и были бы сложнее.
Однако спустя несколько месяцев после инцидента работы по восстановлению трубопровода так и не начались, что порождает сомнения в том, собирается ли Россия это делать в принципе. Ведь, как заметил господин Завальный, промедление ведёт к усложнению будущего ремонта. Между тем, ещё до взрыва на этих газопроводах прокачка газа по ним была остановлена. «Газпром» объяснял это техническими сложностями, вызванными антироссийскими санкциями и невозможностью вовремя обслуживать газоперекачивающие агрегаты у западных производителей.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович уверен, что Россия в состоянии восстановить газопроводы, но чтобы можно было приступать к этим работам, должны быть соблюдены два основных условия: Европа должна гарантировать закупки российского газа в достаточных объёмах и обеспечить безопасность самих газопроводов. В противном случае их ремонт не имеет смысла.
Действительно, вопросы безопасности в данном случае имеют чуть ли не большее значение, чем экономическая целесообразность. В том, что взрывы на газопроводах были рукотворными и намеренными, практически не сомневаются ни европейские, ни российские правоохранители. Российская ФСБ даже возбудила уголовное дело по факту совершения акта международного терроризма. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков дал понять, что в Москве видят заинтересованность США и Польши в уничтожении газопроводов, и, соответственно, эти страны находятся под подозрением. Немецкие и польские официальные лица, напротив, обвиняют в подрыве Россию. В любом случае, пока не будет проведено расследование, которым удовлетворятся обе стороны, восстановление газопроводов вряд ли будет возможно в связи с угрозой повторной диверсии и взаимным недоверием участников процесса.
Экономический аспект также имеет большую важность. В случае восстановления газопровода РФ должна быть уверена в том, что сможет использовать трубы с выгодой для себя, то есть продавать по ним газ. А в этом есть большие сомнения. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, что с каждым из двух газопроводов и помимо повреждений от взрыва есть проблемы, препятствующие их работе. «Северный поток – 2» уже был полностью достроен и технически готов к запуску, однако так никогда и не эксплуатировался, поскольку не был сертифицирован немецкой стороной. Германия полностью прекратила процесс сертификации СП-2 после начала СВО. Поэтому даже полная исправность этого трубопровода не привела бы к его запуску. Что касается СП-1, он также в случае устранения повреждений от взрыва вряд ли сможет возобновить прокачку газа. Юшков пояснил, что для работы этого газопровода необходимо регулярное техобслуживание газоперекачивающих турбин фирмы Siemens, которое возможно провести лишь на предприятии этой компании в Канаде. Однако из-за технологических санкций, введённых ЕС и Канадой против России, этот процесс был де-факто заблокирован. Аналитик заключил, что в ближайшие годы не стоит ждать возвращения в строй этих двух газопроводов.
Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев высказался ещё определённее: восстановление «Северных потоков» окажется целесообразным лишь в том случае, если будут достигнуты цели СВО, а следом антироссийский настрой европейских элит вновь уступит место стремлению к взаимовыгодному сотрудничеству. Сейчас же, вероятно, «Газпром» не будет тратить средства, сопоставимые с затратами на постройку нового газопровода, чтобы реанимировать проект, не нужный самим потребителям.
К слову, даже завершение украинского конфликта может не привести к восстановлению трубопроводов на дне Балтики. Дело в том, что Евросоюз после долгих сомнений принял стратегическое решение отказаться от российских энергоносителей. Даже в разгар отопительного сезона, в январе 2023 года поставки российского газа в Евросоюз продолжали снижаться. В конце прошлого года Еврокомиссия отказалась включать российский газ в механизм совместных закупок, при помощи которого должны закрываться 15% потребностей стран ЕС в этом виде топлива.
Конечно, о полном прекращении закупок российского газа речи пока не идёт. Но для тех уменьшившихся объёмов, которые европейские страны ещё закупают у РФ, хватает и оставшихся мощностей. Без дела простаивает газопровод «Ямал – Европа», который можно запустить без всяких дорогостоящих восстановительных работ. При наличии политической воли можно нарастить прокачку и через украинскую ГТС. А главное, эксперты напоминают, что в Турции реализуется проект газового хаба, через который в ближайшие годы Европа сможет на конкурентной основе закупать значительные объёмы голубого топлива, в том числе российского. В этой конфигурации места для «Северных потоков», по крайней мере в обозримом будущем, не видно.