Тамбовская область: административные реформы или чиновничье «броуновское движение»?
6052
Говорят, что время перманентного реформирования российской власти осталось в девяностых. Не совсем — кое-где, такое ощущение, это все до сих пор актуально
Вот, на Тамбовщине не успели привыкнуть к смене вывесок некоторых пригородных деревень, ставших в одночасье де-юре городскими кварталами, что привело к удвоению площади областного центра, как остальные сельские районы вдруг тоже захотели «обновиться» — до округов.
Наблюдатели рассуждают, не напоминает ли все это «броуновское движение», термин, которым ученые называют «беспорядочное движение микроскопических видимых взвешенных частиц», в обычной же лексике толкование понятие ограничивают первыми двумя словами...
Как сообщал «Нос», несколько месяцев назад к областному центру присоединили Цнинский, Бокинский и Покрово-Пригородный сельсоветы Тамбовского района. Целью реформы было повышение в управленческой иерархии статуса Тамбова за счет происшедшего благодаря поглощению соседних территорий увеличения численности населения областного центра — население этого небольшого города таким образом перешагнуло через планку в 300 тыс. человек и достигло 320 тыс. чел. (как сообщалось, так сказать, естественным образом население на Тамбовщине последние годы не растет, а сокращается). Статус трехсоттысячника, как считают в администрациях города и области, позволит Тамбову активнее участвовать в федеральных проектах и программах, «привлекая дополнительное финансирование для решения текущих задач».
Спустя время остается неизвестным, насколько реально повысился «аппаратный вес» Тамбова, однако рядовые жители присоединенных территорий, ради которых, как уверяли власти, все и затевалось, начали жаловаться на лишение сельских льгот (речь идет о программе комплексного развития сельских территорий), на массовый сбой в очередях в детсады и пр.
И вот новая административная реформа по «укрупнению» — теперь 23 муниципальных района Тамбовщины объединяют, преобразуя в муниципальные округа.
На днях Тамбовская облдума ради такого случая провела даже внеочередное заседание. Депутаты, как сообщает сайт этого органа власти, «одобрили поправки к уставу региона, которые были разработаны в связи с начавшейся процедурой преобразования поселений, входящих в состав муниципальных районов, путем их объединения в муниципальные округа, а также изменениями административно-территориального устройства региона».
Как поясняется, накануне с такой инициативой выступили сами представительные органы этих районов, где в ходе публичных слушаний местные жители, как утверждается, «поддержали преобразование поселений».
Как и в случае с укрупнением Тамбова, реформирование сельских районов объясняют желанием активнее участвовать в нацпроектах. Спикер облдумы Евгений Матушкин со ссылкой на руководителей органов местного самоуправления заявил, что «принятие законов направлено на консолидацию денежных ресурсов, позволит повысить эффективность исполнения полномочий, решения вопросов местного значения, даст возможность более активно участвовать в нацпроектах и госпрограммах».
На сайте правительства региона цитируют главу Тамбовской области Максима Егорова, который по этому случаю заявил примерно то же самое:
— Такие изменения оправданы и необходимы. При объединении сельсоветов в муниципальный округ с единым бюджетом появится возможность софинансирования и участия в национальных проектах и программах, что позволит решить гораздо большее количество жилищно-коммунальных, социальных, образовательных и других проблем, которые не могли быть решены ранее. Простыми словами — благодаря преобразованиям качество жизни людей на селе значительно улучшится.
Депутат гордумы Тамбова Артём Александров сравнивает эту реформу с укрупнением Тамбова и не понимает смысла ни того, ни другого преобразований.
«Тогда тоже говорили, что мы заживем по-другому, и что деньги пойдут и в город, и на эти территории, в частности. Прошло почти полгода, но ни в думе, ни в администрации нет осознания того, что это даст нам в перспективе», — высказал мнение он.
По утверждению депутата, на общественных слушаниях, которые проводились на уровне поселений, многие жители высказывались против создания округов, а там, где большинство было «за», результат обеспечивали за счет «подневольных служащих, которым открыто пообещали, что если они поддержат – то их оставят на рабочем месте».
Курский политолог Владимир Слатинов в своем telegram-канале пишет, что «на завершающейся неделе Тамбовская облдума приняла решение о преобразовании 23-х муниципальных районов в муниципальные округа. Тамбовская область стала первой в Черноземье, где ликвидировали поселенческий уровень местного самоуправления, не дожидаясь нового федерального закона об МСУ».
«Максим Егоров побежал «впереди паровоза». Районы переформатируются скопом, сразу все – и те, где население не превышает 10 тысяч человек, и те, где живёт 100 тысяч. Причин, видимо, несколько. Будучи самым «поздним» губернатором «новой волны» в Черноземье, он хочет выделиться среди коллег. Под раздачу здесь попала муниципальная реформа». К тому же, Егорову как типичному «технократу новой волны», пришедшему со статусной федеральной позиции на небольшой и весьма проблемный регион, надо демонстрировать «большие быстрые результаты». Но процесс этот следует осуществлять аккуратно, учитывая сложную территориальную и ресурсную «картинку» с муниципалитетами (...) Тамбовский губернатор, радикально перестраивая систему управления регионом одним махом, берет на себя серьезные риски», — считает Слатинов.
Глава Института общественных и политических коммуникаций Владимир Титаренко также не видит плюсов этой муниципальной реформы: «Идет очередная схоластическая трансформация. Даст ли это выгоды с точки зрения повышения комфортности проживания жителей, пополнения бюджетов, привлечения инвестиций? Мы этого не видим. С чего вдруг туда попрет бизнес? С чего вдруг будет создана комфортная среда? Только из-за того, что на месте района создали муниципальный округ?»
Артем Александров в своем аккаунте «ВК» высказал мнение, что «руководитель области продолжает традиции своих предшественников Александра Никитина и Олега Бетина, при которых произошла оптимизация систем здравоохранения и образования, что привело к закрытию школ и лечебных учреждений в небольших поселениях, а сейчас решили оптимизировать политическую надстройку в сельской местности».