Удастся ли России сыграть свою роль в суданском урегулировании?
3506
Африканский союз выражает обеспокоенность возможными негативными последствиями вооружённого конфликта, который уже больше месяца продолжается в Судане
Председатель комиссии АС Муса Факи Махамат, выступая на открытии 32-го саммита Лиги арабских государств, предупредил, что насилие в Судане угрожает фрагментацией всему региону, и выразил уверенность в том, что решение противоречий не должно быть военным. Он добавил, что Африканский союз приветствует усилия Саудовской Аравии и США по примирению сторон. Организация настаивает на создании международной группы, которая помогла бы вернуть в страну мир и стабильность.
Столкновения в Судане начались в середине апреля, однако противоречия зрели уже давно. После свержения в 2019 году многолетнего диктатора Омара аль-Башира республикой управлял переходный совет, в котором участвовали представители двух крупнейших силовых структур Судана – вооружённых сил и сил быстрого реагирования (RSF), своего рода аналога внутренних войск. Рано или поздно власть предстояло передавать гражданскому правительству, а подразделения RSF необходимо было интегрировать в национальную армию, чтобы избежать двоевластия. Как пояснил ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Сергей Костелянец, именно на этом этапе стороны столкнулись с разногласиями, которые без применения оружия преодолеть не удалось. Командующий RSF генерал Мохаммед Хамдан настаивал, что объединение с армией должно произойти лишь через 10 лет, а руководство вооружённых сил во главе с фактическим лидером Судана генералом Аль-Бурханом настаивало, чтобы эта интеграция заняла не больше двух лет. Поскольку противоборствующие стороны обладают примерно равным влиянием и ресурсами, уступать никто не захотел, и начались бои за контроль над стратегическими объектами, такими как аэропорты и здания высших органов власти. Костелянец добавил, что у обоих военачальников есть свои интересы по контролю над суданской экономикой, а, кроме того никому из них не хочется отвечать за военные преступления, совершённые в недавнем прошлом. Ведь очевидно, что после победы одной из сторон именно проигравших обвинят во всех грехах. Все эти факторы привели к тому, что противостояние затянулось и распространилось по всей стране.
Предправления Африканской деловой инициативы Наталья Цайзер убеждена, что в короткие сроки прийти к примирению не удастся. Возможно, горячая фаза конфликта закончится, но полноценное восстановление единой суданской государственности потребует длительного времени. Однако региональные и мировые игроки оказались не в восторге от перспективы затяжного кризиса. И это вполне объяснимо. Самыми очевидными последствиями войны становятся волны беженцев, рост преступности, контрабанда оружия и другие негативные явления, затрагивающие как минимум соседние страны. Около миллиона человек уже бежали в соседние Чад, ЦАР, Эфиопию, Египет и Южный Судан, однако эти государства также не отличаются высоким уровнем благосостояния и мало чем могут помочь нуждающимся. ООН сообщает о полномасштабном гуманитарном кризисе и просит у стран-членов организации не менее 3 млрд долларов для помощи пострадавшим от конфликта. Столкновения угрожают и международным торговым коммуникациям. В соседнем Южном Судане опасаются, что могут начаться перебои с транзитом нефти из этой республики через Судан к портам на Красном море. Это может повлиять на мировые нефтяные цены и лишить Южный Судан большей части доходов.
Международные посредники прилагают немалые усилия для того, чтобы усадить противников за стол переговоров и как можно скорее остановить насилие. Неоднократно по их настоянию объявлялись перемирия, однако к устойчивому миру эти инициативы пока так и не привели. В начале мая, когда режим прекращения огня был установлен по предложению Саудовской Аравии, эксперт ИМЭМО РАН Станислав Иванов выражал осторожный оптимизм и говорил, что у Эр-Рияда благодаря хорошим отношениям с руководством обеих силовых структур Судана есть неплохие шансы подвигнуть их к примирению. Однако возобновление боевых действий после истечения срока перемирия аналитик также не исключал. К активному участию в урегулировании конфликта стремятся и США. Вашингтон также инициировал объявление перемирия и создал рабочую группу для поиска путей выхода из кризиса. Но пока того результата, который можно было бы назвать безусловно позитивным, достичь не удалось. Накануне замглавы МИД России Михаил Богданов рассказал, что обстановка в Судане вновь обострилась, а договорённости о прекращении огня регулярно нарушаются.
Между тем, многие наблюдатели предполагают, что в этом противостоянии Запад пытается достичь собственных целей и выдавить Россию из региона, не позволив реализоваться её интересам. Москва уже несколько лет ведёт переговоры о создании в Порт-Судане, на берегу Красного моря пункта материально-технического обеспечения ВМФ. Успех в создании этой базы серьёзно усилил бы присутствие России в ключевом регионе, через который проходят огромные потоки энергоносителей и других товаров, от которых зависит стабильность мировой экономики. Также компании из РФ заинтересованы в развитии своего бизнеса в Судане, в том числе в сфере добычи золота и других полезных ископаемых. В условиях жёсткой конфронтации РФ и Запада логично предположить, что США и их союзники желают не допустить воплощения этих планов.
Для России в этой ситуации представляется важным также принимать активное участие в урегулировании. Москва совершает определённые действия в этом направлении. После того, как многие иностранные дипмиссии были эвакуированы из суданской столицы, посол России в Хартуме Андрей Черновол сообщил, что, несмотря на сложную ситуацию, основной состав посольства РФ продолжит свою работу. Также в МИД России говорили о готовности содействовать мирному урегулированию и при необходимости предоставить площадку для переговоров. Всё это свидетельствует о желании Москвы «держать руку на пульсе».
Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов констатировал, что основные внешнеполитические усилия России сосредоточены на других направлениях, в том числе в Украине, поэтому эксперт не ожидает, что Москва возьмёт на себя одну из ведущих ролей в примирении сторон суданского конфликта. Здесь стоит добавить, что российское предложение о переговорной площадке может быть и не принято, ведь в суданских элитах есть как пророссийские, так и прозападные группы, и последние явно не будут склонны согласиться на переговоры, к примеру, в Москве или Сочи.
США сосредоточили большие ресурсы на суданском направлении и готовы привлечь союзников к решению своих задач. Долгов предполагает, что американская сторона даже может достичь успеха, пусть и временного, в деле умиротворения Судана. Пока неизвестно, что Вашингтон может пообещать суданскому руководству за восстановление стабильности в стране, но, возможно, что одним из условий участия США в судьбе Судана будет отказ от строительства российской базы на Красном море и сворачивание сотрудничества с РФ.
Конечно, такой сценарий пока неопределенный, у Москвы есть все шансы продвинуть свои интересы и встроить их в структуру постконфликтного развития республики, что может стать гарантией российского участия в золотодобыче и строительства базы в Порт-Судане.