Удастся ли российским компаниям выкупить самолёты у западных лизингодателей?
3506
Кризис в российской авиаотрасли продолжается с марта, когда ЕС, США, Канада, Великобритания и некоторые другие страны ввели санкции против гражданской авиации России
В частности, европейским и американским лизингодателям было предписано разорвать контракты с российскими авиакомпаниями на лизинг самолётов, а крупнейшие производители, в частности, Boeing и Airbus, обязаны были прекратить продажи в РФ новых лайнеров и техобслуживание уже купленных. Также несколько десятков стран закрыли своё небо для российских самолётов.
Учитывая, что в лизинге у иностранных компаний находится более половины парка российских авиаперевозчиков, разрыв контрактов и требование вернуть самолёты стало одной из наиболее острых проблем отечественного рынка. По требованию лизингодателей, разорвавших договоры с российскими партнёрами, в разных странах было задержано 77 самолётов. Такие сведения предоставлял в июле министр транспорта РФ Виталий Савельев. Из-за юридического преследования со стороны лизингодателей России пришлось сворачивать международные рейсы даже в те страны, которые официально не закрывали для РФ своё воздушное пространство. В марте сообщалось, что всего 5 стран гарантировали отсутствие намерений задерживать российские самолёты по требованию лизинговых компаний. Такие обещания давали власти Кубы, Венесуэлы, Аргентины, Шри-Ланки и Кыргызстана. Позднее такие гарантии предоставили некоторые другие государства, например, Филиппины. Однако даже обещания властей не всегда исполнялись. Так, в июне суд Коломбо задерживал Airbus A330 «Аэрофлота», хотя Шри-Ланка ранее обещала российские лайнеры не задерживать. Суд снял запрет на вылет самолёта лишь через несколько дней. Таким образом почти все зарубежные рейсы для российских компаний оказались связаны с риском потери дорогостоящего имущества.
Чтобы не лишится половины российского парка гражданской авиации, Минтранс принял решение о переводе лизинговых самолётов в российский регистрационный реестр, без согласия их иностранных владельцев. Однако это решение за рубежом ожидаемо не признали, поэтому риски ареста остались неизменными. Более того, Международная организация гражданской авиации (ICAO) сочла такую двойную регистрацию самолётов угрозой безопасности полётов, так как неопределённость правового положения этих воздушных судов не позволяет удостовериться в их исправности и надлежащем техобслуживании. Это спровоцировало новую волну проблем. Своё небо для Boeing и Airbus российских авиакомпаний, получивших двойную регистрацию, закрыл даже дружественный Китай.
Власти РФ совместно с представителями авиакомпаний пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Как стало известно «Коммерсанту», министерство транспорта направило 20 крупнейшим авиакомпаниям письмо с предложением проработать механизм выкупа лизинговых самолётов за счёт средств Фонда национального благосостояния. Минтранс предлагает выдавать перевозчикам льготные кредиты под 1,5% на 15 лет и просит сделать расчёты, сколько нужно выкупить воздушных судов и какова должна быть примерная рыночная стоимость сделки. Эксперты отмечают, что это предложение является шагом в правильном направлении, поскольку оно означает готовность России договариваться и дальше в правовом поле.
Однако возможность договориться могла бы стать реальной, если бы лизингодатели действовали по собственной инициативе. Но это вряд ли так. В частности, 5-й пакет санкций ЕС предусматривает возможность сохранить только контракты финансового лизинга, тогда как абсолютное большинство судов находятся в операционном лизинге. Аналитики считают, что предложение Минтранса о выкупе самолётов у лизингодателей вряд ли будет реализовано в полном масштабе. Скорее всего, возможны единичные сделки, которые полностью проблему не решат. Директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов напоминает, что вопрос отъёма у российских компаний лизинговых самолётов носит в основном политический характер, а любое ослабление санкционного режима сейчас вызовет в международном сообществе много вопросов. Эксперт добавил, что даже потенциальный выкуп самолётов и исчезновение рисков их ареста за рубежом вряд ли принесёт большую выгоду российским перевозчикам, поскольку большинство перспективных направлений могут остаться недоступными из-за закрытия воздушного пространства.
Руководитель профильного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что урегулирование споров с лизингодателями путём выкупа самолётов позволило бы открыть для России полёты в страны, выступающие против двойной регистрации бортов, в частности, в Китай, страны юго-восточной Азии, Израиль или ОАЭ. Однако Пантелеев также думает, что такая схема в ближайшее время не сможет заработать. А даже если с какими-то компаниями удастся договориться, это лишь несколько отсрочит наступление большего кризиса в российской гражданской авиации. Ведь отбить удастся лишь уже поставленные самолёты, а возможность покупать новые или обслуживать имеющиеся у производителя пока все равно останется закрытой. Действующий парк будет постепенно выходить из строя. СМИ писали, что «Аэрофлот» уже начал разбирать на запчасти некоторые самолёты, чтобы отремонтировать другие суда тех же моделей. По данным сервиса Flightradar24, 15% самолётов «Аэрофлота» не взлетали уже больше трёх месяцев, что также среди причин этого могут быть и сложности с техобслуживанием.
Недавно Евросоюз разрешил поставки в Россию некоторых авиационных комплектующих, необходимых для поддержания минимального уровня лётной безопасности по стандартам ICAO, однако о других послаблениях или намерении ввести их в будущем с тех пор не сообщалось. Это значит, что и европейским лизингодателям разрешения на продажу своих самолётов российским компаниям пока никто не давал. Также нет информации о снятии в ближайшее время основных ограничений на продажу новых лайнеров в Россию или техобслуживание в сервисных центрах производителей. В таких условиях мера, предложенная Минтрансом, при её реализации не решает основные проблемы отечественной гражданской авиации.