Возможно ли остановить столкновения на кыргызско-таджикской границе и как это сделать
3949
На границе Кыргызстана и Таджикистана – очередное обострение. По сведениям погранслужбы Кыргызстана, таджикская сторона применила РСЗО при обстреле аэропорта и гражданской инфраструктуры Баткена – ближайшего к границе регионального центра
По предварительным данным, в приграничных боях используется тяжёлая бронетехника, артиллерия и авиация, что выводит данный конфликт в разряд серьёзного боестолкновения с потенциально большим числом жертв. Столкновения на границе двух стран начались ещё 14 сентября, когда Таджикистан сообщил как минимум об одном погибшем пограничнике. Однако тогда бои велись преимущественно стрелковым оружием, а сегодня сообщается уже о столкновениях по всей линии границы с использованием значительно более тяжёлых вооружений. ГКНБ Таджикистана, в свою очередь, обвиняет в провокации и начале обстрелов кыргызскую сторону. Под огнём находятся не только военнослужащие, но и населённые пункты по обе стороны границы. Кыргызские власти начали эвакуацию из некоторых приграничных деревень, однако ситуация осложняется тем, что частично перекрыто движение по единственной крупной автодороге, ведущей вглубь республики. В ночь на 16 сентября стороны попытались договориться о прекращении огня, но режим тишины был сразу же нарушен.
Около 8 утра по московскому времени было объявлено о новом соглашении по прекращению огня, заключённом после переговоров глав МИД и госкомитетов по национальной безопасности обеих стран. Однако к назначенному сроку перестрелки полностью не прекратились, хотя интенсивность боёв и пошла на спад. Число жертв и пострадавших до сих пор точно не установлено. Утром Минздрав Кыргызстана сообщал как минимум о 18 раненых, поступивших в медучреждения Баткенской области.
Политолог, руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин отмечает, что вооружённые стычки на границе двух стран происходят постоянно, каждые 3-4 месяца. Иногда они перерастают в более масштабные боестолкновения. Причиной вспышки насилия может стать бытовой конфликт между жителями приграничных сёл, криминальные разборки или любой другой мелкий инцидент. Но главная причина заключается в неурегулированности границы, сохраняющейся со времён СССР. Когда две республики входили в состав одной страны, конкретная линия админграницы не имела такого значения, а после обретения независимости Кыргызстан и Таджикистан так и не смогли договориться о демаркации границы. Чётко прочерчено лишь около трети её длины, составляющей свыше 950 километров. Остальные две трети служат предметом постоянных споров и конфликтов. Совместная комиссия двух стран работает над демаркацией границы, однако процесс идёт очень медленно, поскольку и власти, и общественность обеих республик не готовы к компромиссам и не хотят уступать ни одного квадратного километра территории, которую считают своей. Грозин предполагал, что на фоне встречи глав государств ШОС, проходящей в Самарканде, серьёзного обострения удастся избежать, т.к. и Кыргызстан, и Таджикистан входят в ШОС и участвуют в саммите. Однако ночь с 15 на 16 сентября показала, что эскалации миновать не удалось. Это может свидетельствовать о наличии глубоких противоречий и непримиримой позиции сторон противостояния, если даже ради совместного участия в одном международном мероприятии они не готовы отложить или сгладить конфликт.
Кыргызско-таджикские отношения вообще являются уникальными, причём с негативным оттенком. Обе страны входят в СНГ, состоят в ШОС и являются членами военно-политического блока ОДКБ. Государства формально являются экономическими партнёрами и союзниками в военной сфере, а по договору о коллективной безопасности обязаны оказать друг другу военную помощь в случае нападения другой страны. Но на практике эти «союзники» сами постоянно находятся на грани конфликта и предъявляют взаимные территориальные претензии.
Очевидно, что самостоятельно стороны вряд ли достигнут устойчивого мира в обозримом будущем, поскольку 30 лет независимости им для этого не хватило. Значит в процесс должен вмешаться внешний арбитр, способный своим влиянием и авторитетом усадить враждующих соседей за стол переговоров и добиться долгосрочного соглашения о границе и об отказе от применения силы? Самым очевидным кандидатом на эту роль, кажется, является Россия – союзник обеих республик по ОДКБ, близкий политический и экономический партнёр.
Руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович рассказал, что Москва не раз предлагала свою посредническую помощь. РФ могла бы помочь выработать компромиссное решение о демаркации границы на основе советских архивов и в рамках трёхсторонней согласительной комиссии. Однако власти Кыргызстана и Таджикистана предложения России отклоняют, считая, что могут урегулировать конфликт своими силами. По словам эксперта, изменения ситуации легче будет добиться без посредничества России и её миротворческого контингента, который бы наблюдал за ситуацией на месте.
Участие России в примирении сторон кажется тем более логичным, что у РФ есть военные объекты в обеих республиках, на базе которых легко развернуть дополнительные силы с миротворческой миссией. Власти Кыргызстана в 2020 году подтвердили, что страна не собирается пересматривать соглашение с Россией о размещении её авиабазы в Кыргызстане.
Однако перед глазами властей стран постсоветского пространства сейчас разворачивается следующая картина: речь идёт о непрекращающихся обострениях на границе Армении и Азербайджана. В Карабахе с 2020 года развёрнут миротворческий контингент РФ, а в армянском Гюмри расквартирована российская военная база. Несколько дней назад на границе двух стран произошли масштабные бои, в результате которых с обеих сторон погибли десятки военных, а армянские города близ границы подверглись обстрелам. Пока столкновения предотвратить не удаётся. Более того, пока украинский конфликт не оставляет у других стран ближнего зарубежья большой надежды на то, что Москва сможет уделять столь же пристальное внимание их проблемам.
Но кроме России в регионе есть и другая сила, способная положить конец многолетним пограничным спорам. В конце апреля нынешнего года, когда кыргызско-таджикская граница в очередной раз стала горячей точкой, политолог Иван Стародубцев призвал обратить внимание на Турцию как на вероятного арбитра в споре двух центральноазиатских республик. Официальная Анкара в тот раз активных действий не предпринимала, однако Турция, похоже, работала над разрешением конфликта через подконтрольные ей международные структуры. Во время боестолкновений министр иностранных дел Кыргызстана общался по телефону с главой Тюркского совета, в который входят и Кыргызстан, и Турция, играющая в нём ведущую роль. Позже на сайте Тюркского совета появилось заявление с удовлетворением тем, что бои на границе быстро закончились, и была отмечена особая роль Кыргызстана в мирном урегулировании. Стародубцев отмечает, что причиной постоянных конфликтов является не только сам факт неопределённости границы, но и борьба за водные ресурсы в приграничной зоне.
Не секрет, что в Центральной Азии пресная вода является большой ценностью, и в некоторых районах наблюдается её дефицит. А без достаточных водных ресурсов невозможно ни сельское хозяйство, ни иная экономическая активность. Если учитывать этот факт, ожесточённость столкновений, особенно в районе водозаборов, становится объяснимой. Между тем, турецкие строительные компании имеют большой опыт в гидрологических работах и могут существенно помочь сторонам в разрешении «водяных споров». Стародубцев констатирует, что у России таких технических возможностей за схожую стоимость на данный момент нет.
Стоит отметить, что тесные связи с Турцией налаживает не только Кыргызстан. Буквально несколько дней назад Турция посещала делегация представителей местных властей и бизнеса Хатлонской области Таджикистана. Были достигнуты договорённости с турецкими коллегами о совместном развитии сельского хозяйства и лёгкой промышленности, а глава Хатлонской области Курбон Хакимзода рассказал, что более сотни турецких инвесторов успешно развивают свою деятельность в Таджикистане. Стремление Анкары укреплять своё присутствие в Центральное Азии давно не является секретом, а в случае приграничного конфликта Кыргызстана и Таджикистана посредничество Турции в будущем могло бы принести пользу всем трём странам. Поэтому третьей силой, которая безусловно нужна для урегулирования затянувшегося противостояния, может стать не только Россия.