Сетевое издание

Я ищу ...

Железные дороги на Восток перегружены: отключат ли от угольного экспорта Кузбасс?

Железные дороги на Восток перегружены: отключат ли от угольного экспорта Кузбасс?
Фото: Нос

10 Июня 2022 15:56:34

3026

Вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил о перегруженности российских железных дорог восточного полигона: «Вся Россия развернулась на Восток». По его мнению, нужно как можно быстрее расширять провозные способности БАМа, Транссиба, а также Северного морского пути. «Закрылись все западные рынки, сохранились все восточные. Соответственно, в центральной части РФ есть целый ряд предприятий непрерывного цикла, которые должны постоянно отгружать продукцию, и они потеснили традиционные восточные грузы», – цитирует вице-премьера «Ъ»

«Нос» обсудил ситуацию с уральским экспертом в области транспорта и логистики Яковом Гуревичем.

«Думаю, собираются «расшивать» какие-то узкие места, развивать станции, где-то строить дополнительные пути, где-то – обходы, – объяснил изданию «Нос» методы расширения провозной способности дорог восточного полигона Яков Гуревич. – Но, мне кажется, в ближайшие сроки это нереально: нужно минимум лет пять, чтобы всё рассчитать, спроектировать, построить. Не вполне ясно, где взять ресурсы, насколько устойчивой будет потребность Китая в наших экспортных грузах. События в Украине закончатся, мир будет устроен совсем по-другому, и вкладывать большие деньги в то, что поменяется достаточно скоро, больших оснований нет. То, что на дружественном Востоке все нуждаются в России, это не так. Газ и нефть пойдут туда по трубам, в плане угля Россия вряд ли в сегодняшней ситуации будет в приоритете, поскольку есть Индонезия и Австралия, которые очень активно будут развивать альтернативу российскому углю. Везти его по железной дороге затратно, издержки большие, а Индонезия и Австралия теоретически могут загружать уголь с моря. Конкурировать с ними в краткосрочной перспективе можно, а в долгосрочной – трудно сказать».

В свете заявления Юрия Трутнева возникает некоторая тревога о судьбе Кузбасса как угольного региона, считает Яков Гуревич.

«Нельзя исключать, что Кузбасс могут отключить от грузового потока, от экспорта. Есть потенциально более эффективные поставщики угля. Сейчас собираются строить железную дорогу на Кызыл, развиваются Эльга и Меренга. В плане экспорта угля есть альтернативы Кузбассу, которые могут разгрузить железную дорогу на больших участках. Это теоретически возможно. Новые месторождения будут конкурировать с Кузбассом, азиатский рынок небезграничен. Но такое отключение всесоюзной кузницы катастрофично не пройдет без последствий для региона, если даже предположить, что это произойдет. На мой взгляд, во всей этой ситуации больше политики, чем экономики. Если дать возможность развиваться угольным месторождениям восточнее Кузбасса, они могут стать более эффективными и экономичными, а это не очень хорошо для региона. Но отключить огромный регион от экспорта угля – это вряд ли», – говорит эксперт.

Свои соображения по поводу состояния российских железных дорог на Восток, российского экспорта и судьбы Кузбасса высказал «Нос» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Так как мгновенно построить дополнительные пути на имеющихся железных дорогах нельзя, придётся изыскивать другие способы, например за счёт сокращения интервалов движения, переориентации части грузов на другие направления, введения различных ограничений в перевозках и так далее, – полагает эксперт. – То есть нужна точечная работа, тщательный анализ ситуации, ведь даже неочевидные на первый взгляд решения могут помочь. Железные дороги, естественно, строятся с учётом климатических факторов и природных условий и рассчитаны на работу в различных ситуациях (даже сильный дождь не является помехой для них). Успешная работа железных дорог на протяжении десятилетий это доказывает. Но нельзя исключать того, что однажды, к примеру, придёт тайфун с Тихого океана и нарушит работу железной дороги – от такого сценария никто не застрахован. КНР традиционно покупает у РФ следующие виды грузов: энергоносители, лесные грузы, металлы, различные машины и оборудование, химическую продукцию. Китай является важным партнёром РФ: товарооборот с ним по итогам 2021 года превысил 146 млрд долларов. Уголь – один из ключевых грузов на восточном полигоне. Ограничение его перевозки из Кузбасса может негативно сказаться на состоянии угольных компаний, ухудшить социально-экономическую ситуацию в регионе. Поэтому маловероятно, что перевозки угля из Кузбасса будут ограничены. Скорее речь может идти о перенаправлении части потоков угля по другим маршрутам: они так же будут идти на Восток, но через другие страны, например через Казахстан и Монголию. Не исключено, что будет задействован и международный транспортный коридор «Север – Юг».

Логистические издержки в последнее время – фактор весьма существенный. Но можно ли отключить ради них от экспорта целый регион, известный своим углём? А если не забыть о Кузбассе, выгоден ли будет экспорт с новых месторождений, хватит ли на него железнодорожных мощностей и будет ли он востребован Китаем? Такая вот санкционная логистика. Международный транспортный коридор «Север – Юг» – пока только проект, о срочной необходимости заняться которым говорил в апреле вице-премьер РФ Александр Новак.

Напомним, несколько месяцев назад министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев заявил о критической ситуации с вызовом экспортного угля из Кузбасса. Причина – недостаток мощностей Транссиба и БАМа. Есть и другое обстоятельство: на фоне логистического кризиса приоритетом на российских железных дорогах пользуются грузы внутрироссийского производства, товары высокого передела и сырье для непрерывных производств, а не экспортный уголь. От него постепенно отказывается Европа, и по этой причине уголь надо в больших объёмах сбывать на Восток.

Автор: Николай Васильев

Теги: экспорт | Кузбасс | железные дороги | Восток |

Социальные сети