Сетевое издание

Я ищу ...

Аналитики: насыщенность личными автомобилями будет конкурировать с растущей доступностью каршеринга

Аналитики: насыщенность личными автомобилями будет конкурировать с растущей доступностью каршеринга
Фото: Нос

25 Сентября 2023 20:17:20

3921

Россия по показателю владения авто на душу населения пока не сравнялась с развитыми странами. Но сильны и региональные различия внутри страны. Особенно высокая обеспеченность машинами наблюдается не только в развитых регионах, но и, например, на Дальнем Востоке, что объясняется близостью к Японии. Дальнейшее сближение с показателями передовых государств будет зависеть от общего уровня экономического развития страны, рассказал изданию «Нос» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам»

Как Россия смотрится по сравнению с развитыми странами по количеству авто на душу населения, например с США, считавшимися когда-то самой автомобильной страной мира? Как будет развиваться ситуация в РФ в дальнейшем — количество людей без автомобилей на фоне санкций будет расти или, наоборот, сокращаться, благодаря поставкам из Китая?

«Россия имеет меньше автомобилей на душу населения, чем развитые страны, например, США, где на 1000 человек приходится 890 автомобилей. В России на каждую 1000 человек приходится в среднем 315 автомобилей, но эта цифра различается по регионам. Например, во Владивостоке на 1000 человек приходится 566 автомобилей из-за доступности японских иномарок. Глобально рынок легковых автомобилей продолжает расти. Годовые продажи легковых машин вырастут до 126,9 млн штук к 2035 году. Если на российском рынке будет достаточное предложение по приемлемым ценам, рост может оказаться выше среднестатистических показателей, в первую очередь, из-за нарушения логистических цепочек в 2022 году. Таким образом, дальнейшее развитие моторизации в РФ зависит от экономической стабильности, доступности транспортных средств и инфраструктуры. Наиболее вероятный сценарий: кратный рост поставок китайских электрокаров на российский рынок в ближайшие годы», — отметил Ярослав Кабаков.

Аналитики отмечают, что насыщенность личными авто будет конкурировать с растущей доступностью каршеринга.

«России есть куда расти по автомобильному показателю на душу населения. Но дальнейший рост продолжит замедляться, в основном по двум факторам. Первая это рост цен на автомобили, второй это повсеместное развитие в крупных городах сервисов каршеринга и такси. Показатели таксопарков и каршеринга постоянно растут, и многие жители крупных городов оценили удобство использования таких сервисов вместо покупки, обслуживания и содержания своего автомобиля», — поделился своим мнением с изданием Михаил Холин, инфлюэнсер клуба выпускников факультета бизнеса «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Также авторынок наталкивается на конкуренцию с относительно дешевым и развитым в России общественным транспортом.

«Думаю, не вполне рационально сравнивать Россию по количеству автомобилей на душу населения с западными странами, а тем более с США. Транспортная инфраструктура, а также сама планировка городов в России, особенно в советский период, складывалась иначе, чем в Америке и европейских странах, даже тех, которые входили в соцлагерь. В частности, по климатическим причинам, в нашей стране значительно меньше развита практика окружения городов пригородами, застроенными небольшими частными домами. Основное население у нас концентрировалось в многоэтажных домах ближе к центру. Да и плотность застройки всегда была высокой из-за необходимости тянуть к ним трубы парового отопления. В связи с этим потребность в личном автотранспорте ниже, а мест для его парковки вблизи жилья мало. Кроме того, ещё в советский период для перевозок внутри городов и между населёнными пунктами упор делался на общественный транспорт – метро, трамваи, троллейбусы, электрички, пассажирские поезда дальнего следования. Это также снижает потребности в личных автомобилях и создает определенные сложности для их передвижения. Бурный взлет частного автовладения произошел после распада СССР, не только из-за хлынувшего в страну потока подержанных автомобилей, но и в свете упадка систем общественного транспорта. Но окончательно традиционные структуры сломать не удалось, что по-прежнему порождает проблемы пробок и парковок. Для решения последних предпринимаются самые разные меры, в том числе требующие значительных бюджетных расходов и повышающих для автовладельцев стоимость владения. Однако полностью их преодолеть не удаётся. Так что дальнейший рост числа автовладельцев будет идти медленно. Частично его сдержит распространение средств индивидуальной мобильности, в том числе прокатных, сервисов агрегаторов такси, а также каршеринга. Хотя первым не очень благоприятствует российский климат. Последние развиваются в большей степени за счёт льготных условий, в том числе и по стоимости парковки, но всё равно остаются в зоне риска по окупаемости», — отметил эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Клюкин.

Тем не менее, темпы продаж авто в РФ даже несмотря на санкции не могут не впечатлять.

«По состоянию на конец 2022 года в России уровень обеспеченности легковыми авто достиг показателя 348 единиц на 1000 человек населения, что соответствует 50,6 млн зарегистрированным автомобилям. С начала 2023 года в РФ наблюдается стремительный рост спроса на авто. Если тенденция сохранится, объем российского рынка новых легковых и легких коммерческих машин к концу года приблизится к отметке 1 миллион проданных авто. К примеру, за 2023 год в Китае было продано более 5 млн новых авто, а в США – 3 млн. Рост спроса в разных сегментах свидетельствует о желании россиян обзавестись личным транспортом», — сообщили в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Пока Россия не смогла по уровню обеспеченности личными автомобилями подняться над уровнем стран третьего мира. Накладывает отпечаток и тренд на заботу об экологии.

«В конце 2022 года в России зарегистрировано 348 автомобилей на каждую тысячу человек. Это ниже, чем в странах Западной Европы, но сравнимо с Бразилией, Аргентиной и Черногорией. Самая автомобилизированная страна мира — Сан-Марино (1263 авто на тысячу человек). Замыкает десятку лидеров Австрия (550 на тысячу человек). Снижение количества авто – общемировая тенденция, которая не обошла США и Европу. Причинами стали как забота об экологии, так и рост цен на обслуживание и топливо. Однако там сокращение происходит преимущественно за счет уменьшения числа автомобилей на семью, а не полного отказа от них. В России разница между ценой проезда на общественном транспорте и стоимостью владения собственным автомобилем очень заметна. Однако для многих людей, особенно живущих за пределами больших городов, машина остается необходимостью. Несмотря на текущую статистику в ближайшем будущем ожидается, что спрос на новые автомобили в России будет расти и к 2030 году достигнет 1,5 — 1,7 млн единиц», — отметили в пресс-службе ГК «АВТОДОМ».

Ранее опрос ВЦИОМ показал, что у 41% опрошенных россиян никогда не имели личного автомобиля (но 10% из них планируют приобрести его в ближайшее время).

Теги: Россия | автомобиль | каршеринг | конкуренция |

Социальные сети