Будет ли миру нужна нефть, когда перестанут выпускаться автомобили с ДВС?
2895
Развитые страны, на долю которых приходится и значительная часть мирового автопарка, с возрастающей решительностью отказываются от бензиновых и дизельных машин в пользу электромобилей. Эта тенденция наблюдается в последние годы, а в ряде государств уже обозначены конкретные сроки, после которых будут запрещены продажи или даже эксплуатация автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Очевидно, что такие меры могут привести к резкому снижению мирового потребления нефти и её продуктов
Ещё вчера казалось, что Евросоюз не сможет достичь договорённости о запрете продаж автомобилей на ископаемом топливе в 2035 году, как это предлагала сделать Еврокомиссия. Представители Болгарии, Румынии, Словакии, Италии и Португалии выступали против столь ранних сроков, указывая, что в странах с менее богатым населением необходим более длительный переходный период для повсеместного внедрения электромобилей, а за оставшиеся 13 лет таких результатов достичь не удастся. Эти государства призывали отодвинуть срок полного запрета продажи машин с ДВС на 2040 год. Однако такие изменения уже не вписывались в общую стратегию союза по «зелёному энергопереходу».
Напомним, ЕС сейчас живёт глобальной целью достичь нулевых углеродных выбросов в атмосферу к 2050 году. Средний срок службы автомобилей в странах Европы – 15 лет, поэтому, если запретить продажу машин с ДВС после 2035 года, на дорогах к 2050-му останется слишком много таких машин и выполнение важнейшей экологической задачи может быть сорвано.
Развитым странам в последние годы постоянно приходится искать баланс между экономической целесообразностью и интересами охраны природы. И сегодня выбор был всё-таки сделан в пользу последнего. Несмотря на высказанные ранее возражения, Совет ЕС, в котором принимают участие представители всех 27 стран объединения, согласовал введение запрета на продажу новых автомобилей с ДВС в 2035 году. Таким образом, отклонений от плана по достижению Европой углеродной нейтральности не произошло. Чёткий курс на отказ от бензиновых и дизельных автомобилей взяли не только в Евросоюзе. Великобритания тоже откажется от продаж новых машин с ДВС к 2035 году. В Канаде планируется ввести запрет на продажу машин только с ДВС в 2030 году, а гибридов – в 2035-м. США, которые многие десятилетия были известны дешёвым топливом и автомобилями с мощными прожорливыми двигателями, также находятся в тренде. Аналогичный срок по отказу от экологически вредных машин поставила для себя Калифорния, а предвыборный план ныне действующего президента Джо Байдена предполагает меры господдержки, которые позволят Штатам стать крупнейшим в мире производителем электромобилей. Южная Корея чётких дедлайнов по отказу от машин с ДВС пока не ставит, однако также предусмотрела государственную поддержку развитию электрического транспорта. А вот Япония выбрала путь ближе к европейскому. В этой стране власти тоже собираются запретить продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2035 году. Как показывает опыт Норвегии, не входящей в Евросоюз, но занимающей одну из лидирующих позиций по электрификации транспорта, такие цели вполне реалистичны. В этой стране уже сейчас доля электрокаров в продажах новых авто составляет около 80% и продолжает расти. Но в перечисленных примерах речь шла только о запретах на продажи. Есть и более радикальные примеры. Так, в Сингапуре к 2040 году нельзя будет даже использовать автомобили с ДВС, их передвижение попадёт под запрет.
«До сих пор не решены многие проблемы. Например, недостаточно развита сеть зарядных станций, сама зарядка продолжается долго; непонятно, что делать с отработавшими свой срок аккумуляторными батареями и т. д. Однако приговор двигателю внутреннего сгорания уже подписан», – отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто. Он добавляет, что первыми на экологичные силовые установки будут переводиться коммерческие автомобили – фургоны и грузовики. Для них определённые перспективы есть и в России. У нас имеется несколько экспериментальных моделей, которые в ближайшие годы смогут покрыть 4-5% рынка коммерческих авто. Но их пока будут использовать лишь крупные компании в мегаполисах, где большой объём перевозок осуществляется на небольшие расстояния, а инфраструктура хорошо развита.
Между тем одним лишь рвением «зелёных» активистов и государственных чиновников ускоренный переход на электротранспорт не объясняется. Сами автопроизводители тоже поддерживают этот тренд. Осенью прошлого года о скором прекращении производства неэлектрических машин договорились Mercedes-Benz, Jaguar, Land-Rover, Volvo, Ford и даже китайская компания BYD, не очень хорошо известная российскому покупателю, но популярная на родине. Таким образом, достаточно быстрое снижение доли машин с ДВС затронет не только рынки развитых стран. И это очень серьёзный сигнал для стран – экспортёров нефти.
Сейчас наблюдается очередной всплеск нефтяных цен до отметок свыше 100 долларов за баррель. В прошлогоднем прогнозе OPEC World Oil Outlook (организации стран-экспортёров нефти) именно распространение электромобилей названо главным фактором снижения спроса на ископаемое в перспективе до 2045 года. Хотя эксперты OPEC в ближайшие 20 лет кардинального падения её продаж не ожидают, нужно учитывать, что их прогнозы отражают прежде всего интересы нефтедобывающих стран, которым, вряд ли выгодно говорить о возможном крахе их главного источника доходов.
Но есть и куда более пессимистичные цифры.
Аналитики норвежской консалтинговой компании Rystad Energy прогнозируют, что к 2050 году доля электрокаров в мировом автопарке может достичь 90%, а спрос на мощности нефтеперерабатывающих предприятий упадёт вдвое. Если черное золото не нужно будет перерабатывать, соответственно, и потреблять его будут в гораздо меньших объёмах. Старший вице-президент Rystad Energy Мукеш Сахдев отметил, что останется высоким спрос на нефть в авиации, морских перевозках и химической промышленности, однако общие потребности в ней заметно сократятся. Аналитики Goldman Sachs привели более конкретные расчёты в денежном эквиваленте. Согласно базовому сценарию, с 2030 года нефтяная отрасль в целом будет терять по 2 трлн долларов ежегодно, а перелом от роста спроса на нефть к его падению произойдёт в 2024 году.
Россия просто не может игнорировать подобные прогнозы. Данные Минфина за первый квартал 2022 года показывают, что зависимость бюджета от нефтегазовых доходов подскочила с прошлогодних 36 до 48%, а за апрель этот показатель и вовсе составил 63%. Эксперты осторожно характеризуют такую тенденцию как тревожную. При этом доходы, не связанные с продажей углеводородов, падают на 200 млрд руб. в сравнении с прошлым годом, а нефтегазовые поступления растут, но не за счёт роста объёмов экспорта, а благодаря временному росту мировых цен до экстремальных значений. При этом конкуренция на нефтяном рынке лишь обостряется. В то же время западные страны выдавливают российскую нефть со своих рынков посредством санкций, а страны OPEC повышают её добычу, компенсируя возможный дефицит топлива. В условиях, когда спрос на ископаемое будет падать, а объёмы добычи и разведанные запасы чёрного золота остаются высокими, весьма вероятным становится кризис перепроизводства и кардинальное падение нефтяных цен. При таком развитии событий, вероятно, стоит задуматься о диверсификации источников доходов, как говорится, сильнее прежнего. Сейчас, кажется, гарантировать можно только одно – спрос на нефть и бензин внутри самой России точно сохранится ещё надолго. Пока в других странах назначают сроки отказа от ДВС, в РФ снова разрешён выпуск автомобилей экокласса «Евро-0».