Дороги и цены: почему регионы снова просят деньги на ремонт
3646
С 15 июня на трассе М-4 «Дон» ввели ограничение проезда большегрузов. В течение трёх ближайших месяцев грузовики с разрешенной максимальной массой более 15 тонн смогут курсировать по участку от Горячего Ключа до Джубги только в будние дни, а в выходные и праздничные – с 21 часа и до 8 утра
В ГК «Росавтодор» такое решение объяснили повышением безопасности движения в курортный сезон. По данным госкомпании, днём грузовики составляют треть общего трафика, что не только затрудняет движение, но и заставляет водителей идти на обгон на участке, представляющем горный и пересеченный рельеф.
В краевом департаменте потребительской сферы изданию «Нос» сообщили, что ограничение движения никак не скажется на перевозках продуктов и товаров первой необходимости, а также в целом на логистике. В крае практически ежегодно ограничивают движение большегрузов из-за жары – это позволяет сохранять дорожное полотно, которое в знойную погоду «плывёт» под тонарами.
О качестве дорог 15 июня шла речь на заседании думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, где парламентарии, представители органов исполнительной власти и эксперты обсуждали проблемы в реализации дорожного нацпроекта.
Как выяснилось, проблем в дорожной отрасли достаточно. Основная связана с ремонтом и строительством дорог. К лету 2022 года отрасль подошла с резким ростом цен на песок, щебень и битумные материалы. В ряде регионов цены на щебень выросли на треть, на песок – почти вдвое.
По словам председателя профильного думского комитета Евгения Москвичёва, ситуация, когда в одном регионе песок стоит 150 рублей за тонну, а в другом в 10 раз дороже, недопустима. Спрашивать за это, как отметил депутат, нужно с органов исполнительной власти – как федеральных, так и региональных.
Рост цен повлёк за собой другую проблему – дефицит подрядчиков, которые понимают, что по сметной стоимости материалов, определённой госконтрактом, они могут и не выполнить своих обязательств. Именно это, по словам участников заседания, заставляет руководство более 50 российских регионов запрашивать дополнительные средства на ремонт дорог.
«Если выделенные государством деньги идут на новые километры дорог – это хорошо. Плохо – если их тратят на удорожание стоимости ремонта тех же километров», – считает Москвичёв.
Парламентарий заявил, что по-прежнему не получил ответа ни из одного ведомства, какова сегодня рентабельность песчаных карьеров, сколько песка они отгружают, и кто это контролирует. По его словам, даже ФАС не может назвать причины такой «ценовой политики». При этом у федеральной антимонопольной службы, как отметила замруководителя ведомства Нелли Галимханова, нет полномочий проводить встречные проверки, и контролировать деятельность карьеров, находящихся в статусе малого предпринимательства.
Москвичёв обратил внимание на то, что бесконтрольность приводит к тому, что даже статистика различных государственных ведомств разнится.
«Одно ведомство нам говорит, сколько битума можно произвести в стране, а другое – сколько его произвели. И если сопоставить цифры, то вывод напрашивается один – материал разбавляют. Отсюда и качество дорог», – сказал председатель думского комитета.
Качество дорог стало отдельной темой разговора. Дороги должны находиться в нормативном состоянии 12 лет, как и верхний слой дорожного покрытия, но на деле лишь редкие трассы выдерживают более трёх лет. В этой связи вскрываются факты неэффективного использования бюджетных средств, выделяемых на ремонт дорог.
Депутат Госдумы Рафаэль Марданшин привёл пример, когда в рамках госпрограмм в регионах приступают к ремонту вполне качественного дорожного полотна, меняют имеющиеся свет и отбойники на новые, не обращая внимания на участки той же дороги, которые десятилетиями нового асфальта и никогда – освещения.
По словам замглавы Минстроя РФ Сергея Музыченко, о существующих проблемах в ведомстве знают и предпринимают меры по их решению. При этом ситуация характерна далеко не для всех субъектов страны. Ситуация с ценами на дорожные материалы нормализуется, в регионах усилят контроль за всей цепочкой реализации дорожных госпрограмм. Кроме этого, некоторые регионы ремонтируют дороги с опережением графика на год и, согласно регулярно проводимым проверкам, делают это качественно.
«Наша общая задача не допустить ситуации, когда мы ремонтируем 25 километров дороги, но разрушаем другие 70. Посмотрите, сколько тонаров на дорогах страны, на дорогах Москвы, а ведь проблема с перегрузом по-прежнему не решена. Вопросов пока что больше, чем ответов. Получается, что человек жизнь проживает, а новой дороги может и не увидеть», – резюмировал Москвичёв.