Энергетик Юшков объяснил подорожание топлива на АЗС
947
Подорожание бензина и дизеля на российских АЗС в начале июля пока укладывается в параметры инфляции, поэтому эту ситуацию нельзя назвать критической, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков
По данным Московской топливной ассоциации, стоимость бензина на российских АЗС с 1 по 8 июля выросла в среднем на 30-35 копеек, дизельное топливо подорожало примерно на 22 копейки.
«Долгое время стоимость топлива на российских заправках держалась на одном уровне. Но сейчас инфляция начала разгоняться, что является одной из причин роста цен на бензин и дизель, — сказал Игорь Юшков изданию «Нос». — Вторым фактором можно назвать действовавший весной запрет на экспорт бензина. Сейчас нефтяные компании могут добирать недополученные тогда доходы на внутреннем рынке. Однако, напомню, одной из задач российского правительства является удержание роста внутрироссийских цен на топливо на уровне, не превышающем инфляцию. И пока именно это мы и видим. Но если цены будут расти быстрее инфляции, Минэнерго, скорее всего отреагирует. Во-первых, тут речь может идти о прямых договоренностях с производителями топлива. Во-вторых, правительство может влиять на цены путем изменения выплат по топливному демпферу. Наконец, если будет нужно, власти могут снова запретить экспорт бензина».
Он также добавил, что ситуация могла бы вызывать опасения, если бы стоимость топлива росла и на бирже. Однако там сейчас таких тенденций не наблюдается.
По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, топливо является одновременно и индикатором инфляции, и ее генератором.
«С одной стороны, цены на бензин и дизель учитываются в определении уровня инфляции, а с другой, их рост является сильным проинфляционным фактором. Ведь расходы на топливо включаются в себестоимость почти всех товаров. Поэтому перед правительством стоит задача определять, является ли рост стоимости топлива больше отражением общих инфляционных процессов, либо же этот рост сам генерирует инфляцию в конкретный момент. При этом добавлю, что так как в России именно монополии на рынке напрямую влияют на стоимость товаров на различных рынках, то именно государственное регулирование и антимонопольные меры приобретают наиболее важное значение для контроля над ростом цен. Иными словами, именно государство в лице правительства РФ и Минэнерго, а также Федеральной антимонопольной службы должно озаботиться сдерживанием роста цен на топливо в случае, если этот рост будет существенно превышать уровень инфляции».
Ранее «Московская газета» рассказывала, возможен ли дефицит и снижение качества топлива в регионах.