Крупный бизнес в РФ может пострадать от глобальной налоговой реформы, даже если сама Россия к ней не присоединится
5693
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы отечественного крупного бизнеса, сегодня опубликовал своё видение рисков, которые может нести в себе глобальная налоговая реформа, согласованная более чем 130 странами в 2021-м и вступающая в силу с 2023 года
Реформа корпоративного налогообложения была объявлена 10 июля прошлого года по итогам совещания министров финансов стран «Большой двадцатки» (G20), в том числе и России. Основной принцип, призванный достичь целей реформы – введение единого налога 15% для крупных международных компаний с прибылью свыше 750 миллионов долларов, который будет взиматься во всех странах, где эти корпорации ведут свой бизнес. Изменения направлены на то, чтобы большой бизнес платил справедливые налоги и не имел возможности от них уклониться. Поэтому в новые нормы будет заложена возможность нивелировать налоговые льготы, которые действуют в некоторых странах. Так, если, к примеру, в России какая-либо компания платит налог на прибыль меньше 15%, другие государства, где работает эта компания или её филиалы, сможет поднять процент выше этого уровня, чтобы компенсировать средства, недоплаченные на родине. Реформа проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20. На данном этапе к ней уже присоединились 137 государств.
Реформа затронет прежде всего мировых IT-гигантов, таких как Apple, Google и другие. По оценкам экспертов ОЭСР, новая система позволит привлечь в бюджет стран-участниц реформы более $150 млрд ежегодно. Генсек организации Матиас Корманн называл принятые меры историческими и заявлял, что они учтут интересы небольших и развивающихся стран. Идея в целом совпала со стратегией российского правительства по вопросам налогообложения иностранных компаний. Президент РФ Владимир Путин уже предлагал кабмину проработать возможность взимания налогов с доходов зарубежных IТ-компаний, получаемых от российских пользователей, т.н. цифрового налога. Глобальная реформа позволяет решить этот вопрос не сепаратно, а в сотрудничестве с большинством других стран мира. Партнёр аудиторской компании KPMG по России и СНГ Александр Токарев тогда говорил «Ъ», что присоединение к реформе действительно позволит России получить дополнительный налоговый доход.
Однако по мере приближения даты запуска новых правил в действие появляются и альтернативные мнения по поводу этого крупнейшего события в налоговой сфере. Налоговый комитет РСПП посчитал, что вводимая система серьёзно ударит по крупным российским корпорациям. Интересно, что комитет, проводивший данный анализ, возглавляет основной владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Это предприятие как раз входит в ту категорию, которую затронут планируемые налоговые новации. Поэтому выводы вряд ли можно считать абсолютно непредвзятыми, однако они заслуживают внимания.
Специалисты РСПП полагают, что из-за реформы фактически прекратят своё действие льготные налоговые режимы в России. Речь идёт об особых экономических зонах, которые стали одним из основных инструментов привлечения инвестиций, развития разных видов промышленности и создания новых рабочих мест. Среди наиболее известных ОЭЗ можно назвать портовые комплексы Мурманска и Советской Гавани, научный кластер в Зеленограде и промышленный центр в городе Тольятти Самарской области. Там действуют льготные условия ведения бизнеса для поддержки отечественных и привлечения зарубежных предпринимателей. Когда вступит в силу новая мировая система корпоративного налога, эффективность этих зон упадёт, а возможно их вообще придётся закрыть, считают специалисты.
Причём в РСПП отметили, что даже если Россия откажется непосредственно участвовать в реформе, её эффект на российском бизнесе всё равно скажется.
«Независимо от участия в глобальной реформе российские группы все равно попадут под ее действие в других странах своего присутствия (в том числе на уровне зарубежных холдингов). Таким образом, РФ не сможет защитить интересы российского бизнеса, если откажется от участия в реформе», — говорится в выводах экспертов.
Исследование РСПП не влечёт за собой каких-то рекомендаций, чтобы избежать негативных последствий реформы. Это скорее констатация факта, поскольку участвовать в проекте намерены США, Евросоюз, Япония, Китай, Индия и десятки других стран, чей ВВП в сумме составляет свыше 90% от общемирового. Позиция России при таком раскладе ни на что не повлияет.
Но здесь следует ещё раз напомнить, что речь идёт именно об ущербе интересам крупного бизнеса. Для большинства граждан куда важнее, сколько дополнительных поступлений получит госбюджет от нового унифицированного налога. В 2021 году, по данным Минфина России, общий объём недополученных налогов из-за различных льгот составил более 6,5 трлн рублей. Из них непосредственно налог на прибыль составил 232 млрд. Как минимум столько дополнительных средств получит федеральный бюджет, когда заработает реформа. В РСПП уверены, что властям придётся искать другие способы поддержки инвесторов, лишившихся налоговых льгот.
Логика подсказывает, что металлургические, торговые или цифровые гиганты вряд ли обанкротятся из-за некоторого повышения налоговых отчислений. А правительство в условиях кризиса сможет направить дополнительные ресурсы на адресную поддержку наиболее нуждающихся граждан, строительство важных социальных объектов и многие другие нужды.
В интервью РБК руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров подтвердил, что участие в реформе действительно выгодно нашей стране с точки зрения роста государственных доходов. Он, однако, добавил, что в этом случае развивающиеся страны лишатся возможности стимулировать экономическое развитие за счёт снижения налогов на прибыль.
«Ряд стран уже смогли у себя развить те или иные отрасли, которые во многом развивались за счет различных преференций, в том числе налоговых. А теперь налоговая преференция уходит, а другого рода преференции, по идее, закрыты нормами ВТО. И у развивающихся стран возникает вопрос: а как же мы? То есть те, кто уже развились, пользовались инструментом, а те, кто нет, лишены этой возможности», — отметил глава ФНС.
Тем не менее очевидно, что в текущих условиях из-за пандемии, а также в силу общего тренда на большую социальную ориентированность наиболее успешных государств назрел вопрос перераспределение огромных прибылей транснациональных корпораций в пользу всех граждан, благодаря которым они эту прибыль и получают. Поэтому компаниям вроде НЛМК, «Русала» и EVRAZ, а также технологическим гигантам, по всей видимости, придётся перестраивать свою бизнес-модель. Налоговая реформа, наконец, должна заставить их понижать издержки, увеличивать эффективность своих процессов, а не надеяться на поддержку государства, которое обязательно придёт на помощь, снизит налоги и даст субсидии на развитие. Социальная ответственность бизнеса перестанет быть просто красивыми словами и будет становиться повседневной реальностью.