Про дефицит продовольствия на Дальнем Востоке забудут еще на год
6899
Сегодня стало известно, что законопроект о северном завозе, который очень ждут жители ряда дальневосточных регионов, собираются внести в Госдуму только в начале 2023 года
Как следует из плана законопроектной деятельности российского правительства, на обсуждение в кабмин документ предоставят в октябре, а в парламент передадут лишь в феврале 2023 года. Ещё недавно планы были несколько иными. Глава министерства по делам развития Дальнего Востока Алексей Чекунков обещал, что закон о северном завозе начнут рассматривать уже во время думской весенней сессии этого года. Минвостокразвития по-прежнему остаётся ответственным за разработку проекта закона, но сроки сдвинуты почти на год. Чем именно обусловлена такая отсрочка, профильные чиновники не пояснили.
Закон о северном завозе должен, наконец, снять проблему дефицита и неоправданно высоких цен на потребительские товары в отдалённых субъектах РФ, таких как Сахалинская область, Чукотский АО или Камчатский край. В нём планируется прописать меры материальной господдержки предпринимателей, доставляющих продукты питания и другие необходимые товары в эти регионы, а также сформировать целостную федеральную систему мониторинга транспортного, ценового и товарного аспектов обеспечения этих территорий. Кроме того, планируется де-юре конкретизировать само понятие «северный завоз» и распределить обязанности органов власти всех уровней по контролю за своевременными поставками социально значимых товаров.
Впервые на федеральный уровень проблема нехватки продуктов на Дальнем Востоке вышла ещё в начале пандемии — в феврале 2020-го. Тогда из-за закрытия границ с Китаем без овощей и фруктов остались Амурская область, Приморский и Хабаровский края. В магазинах, где эти продукты ещё оставались, цены подняли в несколько раз. Тогда стала очевидной чрезмерная зависимость нескольких регионов от поставок из Китая, поскольку заменить поставщиков из Поднебесной по приемлемым ценам оказалось просто нечем. Местные жители с горькой иронией вспоминали Советский Союз с его знаменитыми пустыми полками, а антимонопольная служба в течение месяца фиксировала скачки цен на продукты и проводила работу с бизнесом по устранению нарушений в этой сфере.
А осенью 2021-го с аналогичными проблемами столкнулись северные регионы Дальневосточного федерального округа. Дефицит на Сахалине, Камчатке и Чукотке возник из-за недостатка мощностей перевалочных портов, где импортные товары из юго-восточной Азии перегружались для поставок в отдалённые районы.
«Произошло увеличение грузооборота со странами Юго-Восточной Азии, конкретно с Китаем — более чем на 30%. Поток, который ранее осуществлялся транзитом через европейские страны, пошел напрямую из Китая. К этому добавился рост цен на перевозки по Суэцкому каналу, рост спроса на транзит через Транссиб и Дальний Восток. А когда Китай резко нарастил транзит контейнеров через Владивосток и Находку из-за коронавирусных ограничений в своей логистике, то контейнеры стали накапливаться, суда — ждать разгрузок неделями, фуры — стоять в километровых пробках», — объяснял директор по развитию бизнеса компании FM Logistic Алексей Мисаилов.
Иными словами, у продовольственного кризиса было две основных причины: неразвитость транспортной инфраструктуры и неправильная расстановка приоритетов лицами, отвечавшими за распределение грузов в портах. Судовладельцам и руководству портов доставлять грузы между российскими регионами гораздо менее выгодно, чем обеспечивать транзит товаров из Китая в Европу. Тем более спрос на перевозки по Транссибу из Владивостока на Запад в прошлом году резко вырос. Госкомпании вынуждены обслуживать рейсы в Магадан и на Чукотку в качестве социальной нагрузки, но тоже без особой охоты. А коммерческие фирмы вообще предпочитают специализироваться на экспортных заказах. В конечном итоге начался дефицит стройматериалов, даже предназначенных для государственных нужд, а еще продуктов питания, которые если и доставляли, то уже просроченными и по возросшим ценам.
Как раз в такой ситуации и следует вмешаться государству, ведь именно оно должно обеспечивать продовольственную безопасность жителей отдалённых регионов. Недаром в структуре российского правительства даже выделено отдельное министерство для решения проблем Дальнего Востока и Арктики. Эксперт Российского института стратегических исследований, экономист Михаил Беляев также уверен, что госпомощь в таких случаях необходима в кратчайшие сроки.
«Нужны чисто экономические решения, должны быть найдены ресурсы и возможности, чтобы развязать эти узлы. Если есть какие-то препятствия в законодательстве, нужно тут же принять экстренные поправки», — подчеркнул Беляев.
Однако об экстренности государственных мер говорить пока не приходится. Если брать за точку отсчёта появление первых серьёзных проблем в этой сфере (зима 2020 года), то даже до внесения соответствующего законопроекта о северном завозе в Госдуму пройдёт 3 года. Неизвестно ещё, сколько этот проект будет рассматриваться и реализовываться на практике. Из опыта работы парламента мы знаем, что другие инициативы могут рассматриваться и приниматься в считаные дни. Однако по вопросу дефицита продуктов в северных и дальневосточных регионах власти порой пытаются решить проблему, скажем так, альтернативными методами, то есть официально заявив, что проблемы на самом деле нет. В сентябре надзорные органы предписали нескольким сибирским изданиям удалить новость о нехватке продуктов в посёлке Хатанга. Генпрокуратура, а затем и Роскомнадзор назвали сообщение недостоверным, хотя пустые полки местного магазина районный депутат от ЛДПР Михаил Иваницкий снял на видеокамеру. В общем, дефицит продуктов можно признать фейком, а обещанного закона, который должен помочь с решением проблемы, как в известной поговорке, три года ждут. После таких новостей не приходится долго размышлять о причинах снижения численности населения на Дальнем Востоке.