Законопроект об отключении рекомендаций в соцсетях может негативно повлиять на бизнес
4118
Отключение алгоритмов обсуждалось еще депутатами прошлого созыва Госдумы. Сейчас тема снова вышла на повестку дня. Некоторые эксперты считают, что бизнес может потерять один из основных источников рекламы, другие, что документ поможет в борьбе с фейковыми новостями
В Госдуме объявили о подготовке законопроекта, накладывающего обязательства на социальные сети ввести функцию отключения алгоритмов. Новый закон может коснуться не только соцсети, но и новостных сайтов, и аудиовизуальных сервисов, которые будут обязаны предупреждать пользователей о существовании алгоритмов и предлагать отказаться от них.
Документ ориентирован на общественно-политическую сферу, но затронет и бизнес. Он обсуждался ранее — еще при работе Госдумы прошлого созыва, Ассоциация юристов России направила в нижнюю и верхнюю палаты парламента законопроект о регуляции алгоритмов в социальных сетях. По мнению Ассоциации, алгоритмы искусственно завышают интерес к некоторым товарам и темам, погружая человека в определенный «информационный пузырь». В масштабе государства такие механизмы влияют на формирование общественного мнения и повышают риски социальных конфликтов.
Частично, так и есть. Дискуссии о вреде для общества «информационных пузырей» начались за рубежом еще в 2010-х. Автор термина, писатель и предприниматель Эли Паризер отмечал, что алгоритмы замыкают человека на потреблении того одного и того же контента; возникают негативные последствия для гражданского дискурса и риски распространения фейковых новостей.
Ассоциация юристов России предлагала ввести понятие «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса», определить границы для регулирования контента, используя критерий «численности аудитории» — площадки, имеющие 100 тыс. пользователей в сутки. Те, которые обрабатываете более 500 тыс. пользователей из России должны подпадать под закон о регуляции алгоритмов.
Инициатива не подразумевает принуждения и предполагает введение добровольного отказа от алгоритмов со стороны пользователя, но, наверняка, будет какой-то процент людей, которые отключат рекомендации, и это может действительно принести убытки бизнесу.
По данным Mediascope, по состоянию на конец 2020 года охват социальных сетей достиг почти 244 млн пользователей суммарно. Ежедневно соцсеть «Вконтакте» посещали 40,6 млн человек, Instagram — 28,3 млн, Facebook — 7,6 млн.
У 96% компаний по всему миру есть аккаунты в Facebook, 82% продвигают услуги и товары в Instagram, 53% имеют Twitter-аккаунты или каналы на Youtube. Бизнес распространяет информацию о себе за счет таргетированной рекламы или коллабораций с другими компаниями, но система рекомендаций также является неотъемлемой частью рекламы. Особенно под удар подпадает малый бизнес, который только начинает искать и завоевывать свою аудиторию, полагают эксперты.
Руководитель корпоративных коммуникаций VK Сергей Лучин считает, что такие меры излишни и вредны для цифровой экономики, бизнеса. Более того, от такого нововведения пострадают пользователи, поскольку будут получать менее качественный и интересующий их контент.
Юрист Александр Журавлев, анализируя законопроект, положительно оценивает его влияние на общество и бизнес. Эксперт считает, что Facebook, YouTube, Twitter чаще всех остальных нарушают законодательство. Законопроект, по его мнению, окажет влияние только на бизнес, который аффилирован с крупными платформами. Существующие же алгоритмы продвигают не предпочитаемые пользователем товары, а товары наиболее влиятельных рекламодателей, либо собственные товары платформы. Таким образом, документ может оказать положительное влияние на интернет-рынок.
Депутат «Единой России» Антон Горелкин в своем Telegram-канале отметил, что алгоритмы должны быть более прозрачны, поскольку рекомендательные системы зачастую предлагают «фейки, провокации, буллинг». По мнению политика, именно поэтому запрещенный контент в Facebook не удалялся, даже несмотря на настойчивые требования Роскомнадзора, до тех пор, пока российские власти не пригрозили компании штрафом.
Напомним, ранее заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев назвал рекомендации Twitter для новых пользователей из России подписаться на аккаунт оппозиционного активиста проявлением политизированной позиции соцсети, связанной с вмешательством во внутренние дела другого государства.