Депутат Макаров: «Импортозамещение у нас будет сводиться к тому, что будет дороже и хуже?»
3315
Профильных министров уличили в откладывании этого процесса в «долгий ящик»
Обсуждение того, есть импортозамещение в России или нет, продолжается. Как сообщало сетевое издание «Нос», тучи над курирующими вопрос федеральными чиновниками сгустились месяц назад, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась за то, чтобы «специальная государственная программа импортозамещения (была) актуализирована и пересмотрена». Потом председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов тему обострил, заявив в своем Telegram-канале: «Мы можем позволить себе сказать по-другому: программа импортозамещения в значительной степени была провалена». И, наконец, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас его поддержал: «Совершенно верно. Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств, нет ничего».
Глава Минпромторга Денис Мантуров, в свою очередь, заявил о своем несогласии с высказываниями о том, что политика импортозамещения вышла неэффективной. По его словам, более 20 утвержденных восемь лет назад отраслевых планов были выполнены. Да и к тому же он признал: «У нас никогда не было планов заместить импорт на 100% — я считаю, это просто неразумно и на сегодняшний день».
Самые понятные обывателю темы в импортозамещении: автомобиле-и авиастроение. Есть ли здесь, чем хвалиться, — вопрос. Пока обещанного нового-старого «Москвича» вместо Renault нет, вспоминаются уже начавшие выходить с конвейера ВАЗа упрощенные (из-за отсутствия импортной электроники) автомобили и обещания представителей авиаперевозчиков заняться промышленным каннибализмом — разбором (опять-таки из-за дефицита иностранных деталей) одних самолетов, чтобы летали другие.
О том, как странно бюджетные миллиарды расходуются на попытки развивать собственное промышленное производство, рассказал вчера председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам «единоросс» Андрей Макаров. Он начал с констатации того, что за последние годы субсидии госкорпорациям и публично-правовым компаниям, взносы в уставные капиталы за последние годы резко возросли: взносы в уставные капиталы увеличились в 4,4 раза, в госкорпорации — в 4,7 раза, субсидии — в 4,8 раза. При этом объем так называемых временно свободных средств, то есть денег, которые не истрачены на те цели, на которые они в свое время выделялись, превышает 32% за год. В абсолютных цифрах это 267 миллиардов рублей.
«То есть мы даём, вот вбухиваем в это. Куда они идут? Они идут на депозитные счета в банки, корпорации получают, соответственно, проценты, и, в общем, живут на эти проценты совсем неплохо», — выразился Макаров.
Госдума, по его словам, предлагала установить порядок, что сделать с такими госсредствами, но решение отсутствует, хотя это государственные деньги, бюджетные средства, которые просто не используются.
Парламентарий рассказал о «подводных камнях» исполнения госпрограммы «Развитие авиационной промышленности»: не выполнено 17 контрольных точек госпрограммы, не достигнуты 32 целевых показателя, 33 показателя — без фактического значения, 56 из 65 показывают «технические действия», проектная часть лишь как таковая, то есть то, что надо сделать, — отсутствует».
Когда начиналась программа Минпрома по развитию авиации, сообщалось, что реальная валовая добавленная стоимость должна была вырасти в 2,9 раза по отношению к 2013 году, времени старта программы. В реальном выражении валовая добавленная стоимость не выросла, а упала почти на треть за эти же самые годы, утверждает депутат.
Графики реализации конкретных проектов постоянно корректируются. Государственные СМИ, которые, как выразился Андрей Макаров, «обманывать не должны», в августе 2009 года прогнозировали начало серийного производства первого российского отечественного гражданского самолета МС-21 в 2016-м. Но в 2017-м сообщили уже про 2019-й год, в 2019-м – про 2021-й, в марте 2022-го – про 2024-й. Теперь уже, как отметил политик, власти обещают, что это крупное серийное авиапроизводство стартует в 2029 году.
Похожая история была с импортозамещением, то есть с локализацией (производством из местных комплектующих) выпуска двигателя ПД-14. В 2015 года, судя по документам Минпромторга, как сказал Макаров, планировалось, что локализация с 0% достигнет 100% в 2020 году. А в августе 2021 года выходит приказ министерства о том, что локализация мотора с тех же 0% до 90-100% произойдет только в 2024-м. Аналогичная ситуация и с локализацией топливных систем.
На днях вице-премьер Юрий Борисов обещал, что России потребуется 3-5 лет, чтобы выйти на серийное производство нужного количества российских самолетов.
Также, по данным Андрея Макарова, «развивается» импортозамещение в автомобильной промышленности. В 2015 году приказ Минпромторга обязывал довести локализацию производства автоматической коробки передач с 0 до 70-80% к концу 2020 года и обеспечить локализацию до 100% с нуля выпуска системы управления тормозами (ABS) к концу 2016 года. Вместо этого в 2021 году выходит новый приказ Минпромторга, где уточняется, что локализацию «автомата» от 0 лишь до 5% и блока управления с 30 до 65% надо обеспечить к 2024 году.
«Теперь это у нас с вами будет называться «Лада Классик». Предыдущий комплект, который назывался «Стандарт», и в нем было все это, стоил дешевле, а эта будет стоить дороже», — уточнил Андрей Макаров.
По словам депутата, министру промышленности и торговли Денису Мантурову приписывают якобы произнесенную им 5 марта в ходе совещания фразу, которую передали все интернет-каналы: «Импортозамещение остановилось по причине невозможности приобрести импортные компоненты».
«Честно говоря, я подумал: «Наконец-то, правду сказали!». Вопрос был только один: «Кто пойдет докладывать руководству страны, что это провалилось?» Но уже через неделю Минпромторг опроверг данную информацию, сказав, что этого не говорили, и более того, настолько тщательно вымарали это из интернет-ресурсов, что сегодня может быть сделан только один вывод: значит и дальше будем отчитываться планами, а все импортозамещение у нас будет сводиться к тому, что будет (тут микрофон Макарову отключили, — прим.ред.) дороже и хуже», — резюмировал под аплодисменты депутат.
Член фракции КПРФ Владимир Исаков написал по этому поводу в Telegram-канале: «Неожиданно. Видный единоросс Макаров признал, что государственная программа по импортозамещению провалена. Понравилась его последняя фраза: будет дороже и хуже».