Насколько беспристрастно учат американских школьников

45
Место идеологии в школах США
Соединённые Штаты заложили в начале XX в. столпы современного школьного образования в мире. Сегодня политическое столкновение демократов и республиканцев снова решает судьбу трендов в образовании и науке. Так, после прихода Трампа в США начался новый этап «калибровки» полномочий штатов и федеральной власти. Начиная с первого срока, он продвигал республиканские ценности – «усиление» культурной и юридической независимости консервативных штатов. В этот раз из-за введения в Оклахоме «патриотического теста» для учителей повестку возглавил вопрос идеологии в американской школе: насколько беспристрастно обучают американских школьников?
Современная ситуация и её предпосылки
Республиканец и бывший министр образования штата Оклахома заявил о введении особого теста «Америка прежде всего» (America First): обязательной аттестации переезжающих из Калифорнии и Нью-Йорка преподавателей, которые устраиваются в школы штата. По словам чиновника, данная инициатива направлена на борьбу с «либеральной идеологической обработкой» (woke indoctrination).
Автор идеи Райн Уолтерс утверждает: идеологическая проверка необходима для предотвращения распространения либеральных (прогрессивистских) концепций гендерной теории и идентичности, характерных для образовательных систем «синих» штатов. Хотя целью инициативы заявляются лишь учителя из Калифорнии и Нью-Йорка, официальные лица упомянули: практика может быть распространена и на другие «идеологически опасные» штаты.
Тест, разработанный совместно с консервативной некоммерческой организацией PragerU, включает вопросы по гражданскому праву, истории США, биологическому полу и свободе вероисповедания – все ключевые темы «культурной войны» республиканцев и демократов в США. Простыми словами ответы на данные вопросы определяют для «среднего» американца ваши позиции по основным вопросам общественной жизни в стране. Акцент теста на «биологических различиях», патриотизме и Конституции США отражает более широкую реакцию консерваторов против прогрессивных учебных программ в американских школах.
Как и все радикальные реформы, инициатива встретила критику. В первую очередь, введение теста в соцсети осудила Американская Федерация учителей: «проявление политической лояльности может усугубить хроническую нехватку учителей в Оклахоме». Они отмечают: эта мера может помешать талантливым преподавателям переезжать в Оклахому, что усугубит проблемы штата с набором персонала. Также это решение может привести к увольнению тех, у кого другие убеждения.
В среднем данную реформу критикуют за выбор политической борьбы над системностью и законодательной двухпартийностью.
Во-первых, статистика показывает: ежегодно инициатива будет распространяться на слишком малый процент учителей. В данной ситуации возникает вопрос о ее практическом воздействии в сравнении с символизмом и политической ценностью инициативы.
Во-вторых, сохраняется юридическая неопределенность: другие чиновники штата запросили официальную проверку и документацию перед внедрением директивы – от чего республиканцы отказались.
Сторонники оппонируют: политика является одновременно прагматичной и принципиальной – по их мнению, отстаивание определённых ценностей имеет важное значение, так как Оклахома пытается решить проблему нехватки преподавательских кадров без потери культурной идентичности.
История идеологии в американской школе
Современная американская система образования возникла в эпоху прогрессизма: рубеж XIX-XX вв. ознаменовался в США «революцией» общественно-политических устоев. Образование в этот период оказалось на пересечении идеологических противоречий между политическими лозунгами и идеями расширения благосостояния с помощью государства.
Сегодняшний подход к школьному образованию вышел из интеллектуального движения философа, публициста и педагога Джона Дьюи. Его исследования, поддерживающие «прогрессивное образование», стали первой крупной идеологической системой, бросившей вызов традиционной педагогике: в «новом мире» образование строилось на максимальном внимании к учащемуся. В сегодняшнем мире мы назвали бы это стартом «гуманизации» образования. Лабораторная школа Дьюи в University of Chicago в 1894-1905 гг. стала «испытательным полигоном» для образовательных теорий, на которых построены современные принципы школьного образования во всём мире.
К началу XX в. наметился один из главных культурных споров вокруг школьного преподавания: «прогрессисты» хотели, чтобы образование развивало критическое мышление и демократические ценности, а консерваторы рассматривали школу как институт, сохраняющий традиционные ценности и общественный порядок.
Впоследствии в XX в. идеологизация школьного образования стала главным ответом американского государства на мировые и внутриполитические потрясения в эпоху нестабильности.
Движение за американизацию во время Первой Мировой войны впервые ознаменовало собой открытое использование школ для идеологических целей. В это время были введены популярные элементы американского национализма: честь флагу, клятвы верности стране и патриотические учебные планы с упором на военное время.
Америка времён Холодной войны стала свидетелем самой систематической идеологизации в истории США. «Маккартизм» стал культурным феноменом максимального политического давления на американское общество в поисках «коммунистических врагов». Запущенная сенатором Маккарти кампания по усиленному поиску и дискредитации симпатизантов социалистических идей обернулась в большой урон как по общественному устройству, так и по уровню образования.
Этот период продемонстрировал, как идеологический страх может систематически ограничивать свободу образования и снижать качество учебных программ.
Активность студентов изменила содержание учебных программ, особенно по истории и обществознанию. Патриотический подход американской системы к истории были подвергнуты сомнению, а студенты требовали освещать в образовательном процессе вопросы притеснения коренных американцев и центральной роли рабства в развитии страны. Например, Американская Историческая Ассоциация в 1969 г. впервые в истории подняла вопрос «Была ли история США такой уж праведной, уникальной и чистой?», отразивший идеологический сдвиг в сторону более критических методов анализа в науке и образовании.
Помимо политики, изменения затронули и споры о свободе вероисповедания и месте религии в школах: «Энгель против Вайтал» (1962) и «Абингтон против Шемпп» (1963) лишили государственные школы возможности соблюдать религиозные обряды, что привело к постоянной напряженности между светским образованием и религиозным самовыражением. Эти решения установили принцип религиозной нейтральности в государственном образовании, вызвав при этом устойчивую оппозицию консерваторов.
Современная ситуация в школах и университетах США демонстрирует весь спектр конфликтов смены культурных эпох и постоянно изменяющихся политических условий. В этом смысле американское общество всё равно остаётся «законодателем» мировых трендов: пример Оклахомы показывает сложности, которые несёт за собой глобализация, мультикультурализм и ускоренные темпы развития технологий для локальных культур и консервативных ценностей.
Перспектива ситуации
В комментарии изданию «Нос» руководитель НОЦ American Studies Дмитрий Палей отметил: разгар «культурных войн» в образовании США – олицетворение долгоиграющего тренда, который касается базовых философских вопросов о конкуренции государства и общества за формирующую роль в школе. На его взгляд, современная ситуация лишь подтверждает: американский контекст до сих пор может дать нам ответ на решения национальных проблем в других странах.
«История американской школы — это история бесконечного маятника между «гуманизацией» образования и его инструментализацией в политических целях. Оклахомский «патриотический тест» лишь новейший штрих в этом длинном ряду. С одной стороны, республиканцы апеллируют к привычным страхам: будто «либеральная идеология» разъедает ценности, а школа превращается в рупор прогрессистов. С другой, сама идея проверок на «идеологическую чистоту» подозрительно напоминает старые кампании времён Маккарти: та же вера в то, что можно вычистить «чуждые» взгляды бюрократической процедурой.
В этом споре нет по-настоящему «невинных». Прогрессисты в ХХ веке не раз использовали систему образования как двигатель социальных реформ; консерваторы, в свою очередь, снова и снова пытаются закрепить через школу «правильный» национальный нарратив. Тест в Оклахоме не о качестве преподавания и не о дефиците учителей; он о сигнале сторонникам, что «наша» культурная территория защищена. Практический эффект минимален, символический же огромен.
Америка, как и сто лет назад, демонстрирует миру тот же парадокс: государственная школа провозглашает нейтральность, но неизбежно остаётся ареной политической борьбы. И каждый новый виток этой борьбы лишь подтверждает, что вопрос «кто формирует гражданина» всегда был и остаётся политическим», — сказал Дмитрий Палей.